Школа- территория Здоровья

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ПОДДЕРЖКЕ СПОРТА И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ «ДОТЯНИСЬ ДО МЕЧТЫ»

17.10.2023

КОНЦЕПЦИЯ

РЕСПУБЛИКАНСКОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО

ПОДДЕРЖКЕ СПОРТА И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

«ДОТЯНИСЬ ДО МЕЧТЫ»

Физическое и психическое здоровье детей и подростков является важным фактором существования крепкого и перспективного общества. Для его достижения необходимо прививать ценности здорового образа жизни лицам всех возрастов и социальных положений. В свою очередь, мотивация детей к занятию физкультурой требует двух составляющих: доступной и эргономичной технической базы и популярной идеи занятия спортом.

Президентский спортивный клуб при содействии Министерства образования Республики Беларусь и Министерства спорта и туризма Республики Беларусь продолжает в 2023-2024 годах проведение республиканского социального проекта по поддержке спорта и здорового образа жизни «Дотянись до мечты».

Цель проекта

Проект реализуется с целью вовлечения как можно большего количества детей и подростков, молодежи, трудоспособного населения и лиц пожилого возраста в регулярные физкультурно-спортивные занятия и приобщения их к активному отдыху.

Задачи проекта Задачи, решаемые в ходе реализации проекта:

пропаганда физической культуры и спорта как важного средства укрепления здоровья населения, приобщение его к здоровому образу жизни, профилактика правонарушений; создание условий для массовых и индивидуальных форм физкультурнооздоровительной и спортивной работы путем популяризации физической культуры и спорта среди населения, организация его систематического досуга; повышение эффективности физкультурно-спортивной работы с населением по месту жительства, работы и учебы; определение победителей.

Участники проекта

Участниками проекта являются граждане Республики Беларусь. Проект реализуется среди мальчиков (юношей, мужчин) и девочек (девушек, женщин) раздельно в пяти возрастных группах: дети: 2014 г.р. и моложе; подростки: от 2006 до 2013 гг.р.; молодежь: от 1989 до 2005 гг.р.;

1

взрослые: от 1964 до 1988 гг.р.; пожилые: 1963 г.р. и старше.

Условия участия Чтобы стать участником проекта необходимо:

выполнить упражнение «подтягивание на перекладине»; в период с 09.10.2023 до 29.02.2024 г. опубликовать одно сюжетное видео с выполнением упражнения «подтягивание на перекладине» на максимальное количество повторений в виде поста в своем аккаунте «Instagram»; быть подписанным на аккаунт Президентского спортивного клуба

@sportclub.by в социальной сети «Instagram»; в опубликованном посте отметить аккаунт @sportclub.by; поставить хэштэг #дотянисьдомечты2024; подписать видео (например: Иванов Иван, 1992 гр., г. Пинск, 40 подтягиваний);

- на время проведения проекта аккаунт участника должен быть открыт.

Победитель проекта в каждой возрастной группе награждается ценным призом. Участник, победивший в проекте однажды, теряет право принимать участие в последующих ежегодных этапах проекта.

Условия определения победителей

Победитель проекта определяется посредством подсчета максимального количества подтягиваний в каждой из пяти возрастных групп среди мальчиков (юношей, мужчин) и девочек (девушек, женщин) раздельно.

Награждение победителей

Победитель проекта в каждой возрастной группе награждается ценным призом1 . Для получения ценного приза победитель конкурса вправе обратиться к организаторам, с предъявлением документа, удостоверяющего личность.

Личная явка победителя для получения приза обязательна.

Участник, победивший в проекте однажды, теряет право принимать участие в последующих этапах проекта.

Ожидаемые результаты  увеличение количества детей и подростков, занимающихся спортом и физической культурой;  объединение усилий организаций на социально значимую деятельность во благо белорусского общества.

Условия финансирования и взаимодействия

Республиканское государственно-общественное объединение «Президентский спортивный клуб» несет расходы по:

В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, у лица, ставшего победителем конкурса, по факту получения им приза возникает налоговое обязательство по уплате подоходного налога.

2

приобретению ценного приза для вручения победителю проекта в каждой возрастной группе; созданию фоторепортажа о проекте и исключительные имущественные права на него; освещению в средствах массовой информации, социальных сетях и иных информационных ресурсах хода проведения и итогов проекта.

Министерство образования Республики Беларусь в тесном взаимодействии с соответствующими управлениями (отделами) образования, спорта и туризма районных, городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах до 08.10.2023 доводит информацию о проекте и условиях участия в нем до всех учреждений образования.

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь в тесном взаимодействии с соответствующими управлениями (главными управлениями) спорта и туризма облисполкомов (Миноблисполкома, Мингорисполкома), структурными подразделениями районных (городских) исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере спорта и туризма до 08.10.2023 доводит информацию о проекте и условиях участия в нем до всех коллективов физической культуры предприятий и организаций, физкультурно-оздоровительных, спортивных центров (комбинатов, комплексов, центров физкультурно-оздоровительной работы) и физкультурноспортивных клубов.

Правила проведения республиканского конкурса по поддержке спорта и здорового образа жизни ”Дотянись до мечты“

  1. Республиканский конкурс по поддержке спорта и здорового образа жизни ”Дотянись до мечты“ проводится в соответствии с решением председателя центрального совета республиканского государственнообщественного объединения ”Президентский спортивный клуб“
  2. Организатором конкурса является республиканское государственнообщественное объединение ”Президентский спортивный клуб“ при содействии Министерства образования Республики Беларусь и Министерства спорта и туризма Республики Беларусь.

З. Конкурс является открытым и проводится в один этап.

  1. Цель конкурса — популяризация и пропаганда здорового образа жизни.
  2. Задачи конкурса — популяризация и пропаганда здорового образа жизни, вовлечения как можно большего количества детей и подростков, молодежи, трудоспособного населения и лиц пожилого возраста в регулярные физкультурно-спортивные занятия и приобщения их к активному отдыху.
  3. Участники конкурса — граждане Республики Беларусь, которые делятся на пять возрастных групп, раздельно мальчики (юноши, мужчины) и девочки (девушки, женщины):

I возрастная группа - 2014 года рождения и младше;

П возрастная группа - 2006 - 2013 годов рождения;

  • возрастная группа — 1989 - 2005 годов рождения;
  • возрастная группа — 1964 до 1988 года рождения;
  • возрастная группа — 1963 годов рождения и старше.
  1. Участники конкурса выполняют упражнение ”подтягивание на перекладине". Подтягивание на перекладине выполняется из виса на прямых руках хватом сверху, каждый раз из неподвижного положения (положение виса фиксируется в течение 1-2 с.). Участник, сгибая руки должен подтянуться, разгибая руки опуститься в неподвижный вис без рывков и маховых движений ногами. При подтягивании подбородок у него должен быть выше грифа перекладины. Выполнение упражнения засчитывается в тот момент, когда тело участника вернулось в положение виса.
  2. Каждый участник конкурса с 09.10.2023 г. до 29.02.2024 г. должен опубликовать одно сюжетное видео с выполнением упражнения ”подтягивание на перекладине“ на максимальное количество повторений в виде поста в своем аккаунте ”Instagram”. Упражнение ”подтягивание на перекладине“ участник обязан выполнять лицом к объективу камеры. Обязательные условия конкурса:

 быть подписанным на аккаунт Президентского спортивного клуба

@sportclub.by в социальной сети ”Instagram”,

2

-в опубликованном посте отметить аккаунт @sportclub.by;

-поставить хэштэг #дотянисьдомечты2024;

-подписать видео (например: Иванов Иван, 1990 г.р., г. Пинск, 40 подтягиваний).

На время проведения конкурса аккаунт участника должен быть открытым. 9. Организатор конкурса определяет победителя конкурса посредством подсчета максимального количества подтягиваний в каждой из пяти возрастных групп среди мальчиков (юношей, мужчин) и девочек (девушек, женщин) раздельно.

В случае равного количества подтягиваний у двух и более участников победитель определяется по более ранней дате публикации соответствующего видео.

  1. Победитель конкурса в каждой возрастной группе награждается ценным призом

Для получения ценного приза победитель конкурса вправе обратиться к организатору, с предъявлением документа, удостоверяющего личность. Для получения ценного приза личная явка победителя обязательна.

Участники, уже однажды победившие в данном проекте, теряют право принимать участие в последующих ежегодных его этапах.

В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, у лица, ставшего победителем конкурса, по факту получения им приза возникает налоговое обязательство по уплате подоходного налога.

свернуть

Скажем "НЕТ" пассивному курению

Социальный анимационный ролик «Сдай тест на ВИЧ».

19.10.2022

ПЛАН   мероприятий по реализации информационно-образовательного проекта «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ» ( на 2023/2024 учебного года)

ПЛАН  

мероприятий по реализации информационно-образовательного проекта

«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

( на 2023/2024 учебного года)

Дата

Название мероприятия

Класс

Ответственный

Сентябрь

1

01.09.

Обучение правилам безопасного поведения в учреждении образования и за его пределами

1-11

Классные руководители

2

01.09.

Обновление информации на стенде «Школа-территория здоровья»

 

Носкевич М. В.

3

05.09.

Проведение рейда «Школьная форма должна быть в «форме».

1-11

Носкевич М. В.

Шпакевич В.В.

4

06.09.

Интерактивное занятие «Здоровый образ жизни»

9 «Б»

Климович А. А.

5

08.09.

Минутка безопасности «Берегись автомобиля»

1-11

Классные руководители

6

09.09.

Игровая программа «В город здоровья со Смешариками»

1

Карпцова Г. И.

7

09.09.

Спортивная эстафета «Олимпийские надежды»

4

Новак В. А.

8

14.09.

Беседа «Режим дня школьника»

6

Кудласевич С.А.

9

15.09.

День здоровья

1-11

Пацук А. Н.

10

19.09.

Конкурс листовок о мерах личной профилактики ОРВИ и гриппа

5-8

Классные руководители

11

21.09.

Минутка безопасности «Если вам угрожает опасность»

9-11

Классные руководители

12

23.09.

Игра-путешествие «Секреты здоровья»

5

Пытель О. В.

13

23.09.

Спортивные эстафеты

2-4

Коваль Т.В.

14

27.09.

Беседа с родителями о необходимости вакцинации против гриппа, необходимости своевременного обращения за медицинской помощью и вреде самолечения их детей

1-11

Классные руководители

15

29.09.

Беседа «Как правильно чистить зубы»

2

Яроцкая Н. Ф.

16

29.09.

Беседа «Рациональное питание – залог здоровья»

7

Щучка Л.В.

Октябрь

1

03.10.

Викторина «Азбука здоровья»

8

Блоцкая Е.А.

2

05.10.

Проведение рейда «Школьная форма должна быть в «форме».

1-11

Носкевич М. В.

Шпакевич В.В.

3

06.10.

Интерактивная игра «Учиться быть здоровым телом и душой»

3

Коваль Т.В.

4

06.10.

Внеклассное мероприятие «Здоровый образ жизни – это модно»

7

Щучка Л.В.

5

07.10.

Деловая игра «Страна здоровья»

11

Ярош Н.А.

6

10.10.

Беседа «Рациональное питание – залог здоровья»

9«А»

Куришко Л.В.

7

12.10.

Конкурс листовок «Профилактика вирусных инфекций»

9-11

Носкевич М.В.

8

12.10.

Интеллектуальная игра «Мы – за здоровый образ жизни!»

6

Кудласевич С. А.

9

13.10.

День здоровья

1-11

Пацук А.Н.

10

14.10.

Дружеская встреча по настольному теннису «Ловкая ракетка»

9-ые

Коваль С. А.

11

18.10.

Беседа «Интернет. Да или нет.»

9 «Б»

Климович А.А.

12

20.10

Викторина «Лекарственные растения в помощь человеку»

7

Щучка Л.В.

13

21.10

Минутка безопасности «Ты дома один»

4

Новак В. А.

14

24.09.

Лекция для старшеклассников «Репродуктивное здоровье подростка. Профилактика аборта. ИППП. Вред алкоголя и никотина на развитие плода.

10,11

Мисюра Р.А., врач – педиатр кабинета ЗОЖ

15

26.10.

Беседа  «Правила здорового образа жизни»

10

Семейко Н.И.

16

27.10.

Игра «Откуда берутся грязнули?»

2

Яроцкая Н. Ф.

17

27.10.

Турнир по теннису среди 5-6 классов

5-6

Коваль С. А.

18

28.10.

Обучение правилам безопасного поведения во время осенних каникул.

1-11

Классные руководители

Ноябрь

1

08.11

Обучение правилам безопасного поведения в учреждении образования по каждому предмету и за его пределами

1-11

Учителя-предметники, классные руководители

2

10.11

Проведение рейда «Школьная форма должна быть в «форме».

 

Носкевич М. В.

Шпакевич В.В.

3

10.11

Дискуссия «Здоровые  дети - в здоровой семье»

6

Кудласевич С. А.

4

11.11

Урок здоровья «Путешествие в мир природы».

3

Коваль Т.В.

5

12.11

Акция «Мы выбираем спорт как альтернативу пагубным привычкам»

 

Коваль С.А.

6

12.11

День здоровья

1-11

Пацук А. Н.

7

12.11

Минутка безопасности «Стань заметней в темноте!»

1-11

Классные руководители

8

14.11

Творческий проект «Письмо своему здоровью»

8

Блоцкая Е.А.

9

15.11

Деловая игра «Хотим, чтобы стало модным – здоровым быть и свободным!».

9 «Б»

Климович А.А.

10

17.11

Беседа «Секреты здорового питания»

 

7

Щучка Л.В.

11

18.11

Счастливый кубик: интеллектуальная игра по теме «Правила пожарной безопасности»

1

Карпцова Г. И.

12

18.11

Урок конференция «Витамины»

9»А»

Куришко Л.В.

13

22.11

Игровой эрудит «Души прекрасны ли порывы?»

10

Семейко Н.И.

14

24.11

Конкурс буклетов о здоровье

5

Пытель О. В.

15

25.11

Беседа «Овощи в нашем питании»

4

Новак В. А.

16

25.11

Лекция «Профессия «врач-валеолог» звучит гордо.

11

Ярош Н.А.

17

29.11

 Спортивно-оздоровительный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья»

9-11

Коваль С.А.

Декабрь

1

01.12

 «Что я знаю о СПИДе» - викторина

7

Щучка Л.В.

2

02.12

«Мы выбираем жизнь!» - выпуск стенгазеты

11

Носкевич М. В.

3

02.12

Минутка безопасности «Правила поведения в общественном транспорте»

5-11

Классные руководители

4

06.12

Беседа «Питание и здоровье человека»

9 «Б»

Климович А.А.

5

07.12

Акция «Твоё здоровье в твоих руках»

10

Семейко Н.И.

6

08.12

Конкурс плакатов по теме «Привычки и здоровье»

2-3

Яроцкая Н.Ф.

7

12.12

День здоровья

 

Коваль С.А.

8

14.12

Брейн-ринг «Мы за безопасность»

6

Кудласевич С.А.

9

16.12

Информационный журнал «Территория здравого смысла»

9«А»

Куришко Л.В

10

16.12

Практикум «Вредна пятёрка и полезная десятка»

8

Блоцкая Е.А.

11

16.12

Диспут «Молодёжь выбирает жизнь»

11

Ярош Н.А.

12

21.12

Соревнования по волейболу  на приз Деда Мороза.

6-8

Пацук А.Н.

13

22.12

Минутка безопасности «Безопасные новогодние праздники»

1-11

Классные руководители

14

23.12

Уроки здоровья и безопасности.  «Пиротехника - от забавы до беды!».

1-11

Классные руководители

15

23.12

Обучение правилам безопасного поведения во время зимних каникул «Безопасное использование тюбингов, саней, лыж, сноубордов и иных аналогичных устройств в зимний период времени.»

1-11

Классные руководители

 

Дата

Название мероприятия

Класс

Ответственный

Январь

1

09.01

Обучение правилам безопасного поведения в учреждении образования по каждому предмету и за его пределами

1-11

Классные руководители

2

09.01

Проведение рейда «Школьная форма должна быть в «форме».

 

Носкевич М. В.

3

12.01

Конкурс рисунков, плакатов «ЗОЖ», «Путешествие в страну здоровья»

1-11

Носкевич М. В.

Шпакевич В.В.

4

17.01

Тренинг «Сможешь ли ты устоять?»

9 «Б»

Климович А. А.

5

17.01

Беседы с обучающими о необходимости горячего питания.

1-11

Классные руководители

6

18.01

«Как медведь трубку нашёл»  сказка о вреде курения

1

Карпцова Г. И.

7

20.01

Профилактическая беседа «Как победить дракона?»

4

Новак В. А.

8

26.01

Беседа «Умей сказать нет»

6

Кудласевич С.А.

 

 

 

 

 

9

27.01

Диспут «Курить –здоровью вредить»

8

Блоцкая Е.А.

10

28.01

Беседы о вредных привычках

9-11

Классные руководители

11

28.01

Информационно-познавательная беседа «Наркотики и их вред»

5

Пытель О. В.

12

30.01.

"Формула здоровья" воспитательное мероприятие по пропаганде ЗОЖ  для учащихся 1-11 классов

1-11

Классные руководители

 

 

13

31.01

Устный журнал «Бережём здоровье смолоду»

7

Щучка Л.В.

Февраль

1

03.02

Урок –диспут «Путь к доброму здоровью»

8

Блоцкая Е.А.

2

03.02

Тренинг «Секреты здоровья»

1-11

Носкевич М. В.

3

03.02.

Игра – путешествие «Приключение Мойдодыра»

3

Коваль Т.В.

4

09.02

«Береги себя!» видеолекторий для  учащихся

7

Щучка Л.В.

5

10.02

Профилактическая беседа «За шаг до наркотиков»

11

Ярош Н.А.

6

10.02

Конкурсно – игровая программа «Весёлые уроки здоровья»

9«А»

Куришко Л.В.

7

13.02

«Курение- безобидная привычка?» -лекторий для  старшеклассников

9-11

Носкевич М.В.

8

15.02

Внеклассное мероприятие «Путешествие по стране Здоровья»

6

Кудласевич С. А.

9

 

Месячник оборонно-спортивной работы «Священный долг- Отчизну защищать» (по отдельному плану)

1-11

Коваль С.А.

10

23.02

Спортивные соревнования «Мы сильнее»

9-ые

Пацук А.Н.

11

24.02

Занимательный урок «Дети и дымок от сигарет»

9 «Б»

Климович А.А.

12

24.02

КВН «Уроки Мойдодыра»

4

Новак В. А.

13

24.02

Викторина «20 вопросов и ответов»

10

Семейко Н.И.

14

27.02

Урок путешествие в страну доктора Айболита.

2

Яроцкая Н. Ф.

15

На протяжении месяца

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

1-11

Классные руководители

Март

1

01.03

Беседа «Здоровье на пути в третье тысячелетие»

11

Ярош Н.А.

2

02.03

Анкетирование «Дети об алкоголе»

5-11

Носкевич М. В

3

02.03

Викторина «Алкоголь – зло»

9 «Б»

Климович А. А.

4

 

Беседы, классные часы о вреде алкоголя

1-11

Классные руководители

5

04.03

День здоровья

1-11

Коваль С.А

6

07.03

Лекция –беседа «Алкоголь и подросток»

6

Кудласевич С.А.

7

07.03

Лекция –беседа «Наркотики в молодёжной среде»

8-11

Носкевич М. В

8

10.03

Выставка агитационных плакатов: «Нет!»  алкоголю»

5-8

Классные руководители

9

 13.03

Профилактика алкоголизма 9-11 классов

Лекция «Причины алкоголизма»

9-11

Классные руководители, медработники.

10

17.03

 Ролевая игра «Преодолей привычку»

5

Пытель О. В.

11

17.03

Урок-суд над алкоголем «Спиртные напитки и здоровье»

10

Семейко Н.И.

12

17.03

Устный журнал «Дорога, ведущая вниз»

9 «А»

Куришко Л.В.

13

21.03

Создание коллажей «Брось сигарету!»

2

Яроцкая Н. Ф.

14

23.03

Игра – шоу «Вы рискуете своими лёгкими»

7

Щучка Л.В.

15

24.03

Обучение правилам безопасного поведения во время весенних каникул

1-11

Классные руководители

Апрель

1

03.04

Обучение правилам безопасного поведения в учреждении образования по каждому предмету и за его пределами

1-11

Классные руководители

2

03.04

Проведение рейда «Школьная форма должна быть в «форме».

1-11

Носкевич М. В.

3

05.04

Дискуссия «Курение или здоровье – выбирайте сами»

10

Семейко Н. И.

4

06.04

Экскурсия «Здоровье от самой природы»

1

Карпцова Г. И.

5

07.04

Всемирный день здоровья.

КТД «Школа – территория здоровья»

(по отдельному  плану).Единые уроки здоровья.

1-11

Классные руководители

6

08.04

Родительское собрание «Роль родителей в профилактике правонарушений и формировании здорового образа жизни у детей».

6

Кудласевич С.А.

7

13.04

Спортивные мероприятия «В спортзал за здоровьем»

7-11

Пацук А. Н.

8

14.04

Конкурс буклетов «Хочешь быть здоровым – будь им»

5-8

Классные руководители

9

18.04

Акция «ЗОЖ – это модно!» Конкурс электронных презентаций

9-11

Классные руководители

10

21.04

Просмотр учебного кинофильма «Никотиновая трагедия»

5

Пытель О. В.

11

22.04

Сюжетно-ролеавя игра «Сам себе доктор»

2-4

Коваль Т.В.

12

22.04

Спортивный вечер совместно с родителями «Спорт против вредных привычек»

9-11

родители

Кудласевич Ю.В.

13

26.04

Книжная выставка «Здоровым быть – здорово!»

6-7

Денисковец Л.В.

14

28.04

Занимательный урок «Лекарства на обеденном столе»

7

Щучка Л.В.

 

Май

1

02.05

Коррекционные занятия «Моя вредная привычка»

9 «А», «Б»

Носкевич М.В.

2

08.05-12.05

Информационные классные часы «История Олимпийских игр»

1-11

Классные руководители

3

11.05

Занимательный урок «Вредные и полезные продукты»

8

Блоцкая Е.А.

4

12.05

Конкурсная программа «В здоровом теле  - здоровый дух»

4

Новак В. А.

5

17.05

Классный час «Азбука питания»

6

Кудласевич С.А.

6

18.05

День здоровья

1-11

Пацук А. Н.

7

19.05

Диспут «Проблемы взросления мальчиков и девочек»

9 «А»

Куришко Л.В.

8

19.05

Анкетирование «Что я знаю о своём организме»

9-11

Классные руководители

9

19.05

Конкурсная программа «Весёлые уроки здоровья»

5

Пытель О. В.

10

22.05

Поле чудес «Овощи и фрукты»

2-4

Коваль Т.В.

11

На протяжении месяца

 Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

1-11

Классные руководители

12

23.05

Беседа «Здоровый образ жизни»

2

Яроцкая Н. Ф.

13

23.05

Урок «Радиация и питание»

7

Щучка Л.В.

14

25.05-25-06

Организация и проведение летней оздоровительной кампании

1-6

Шпакевич В.В.

15

25.05

Обучение правилам безопасного поведения во время летних каникул (дома, на воде, в лесу, во время грозы, на дороге)

9,11

Классные руководители

16

31.05

Обучение правилам безопасного поведения во время летних каникул (дома, на воде, в лесу, во время грозы, на дороге)

1-8,10

Классные руководители

 

 

 

 

 

 

свернуть

Методические рекомендации об использовании ученической мебели.

Методические рекомендации об использовании ученической мебели

Приложение к письму заместителя Министра здравоохранения - Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь
от 20 марта 2017 г. № 6-16/486 

Методические рекомендации об использовании ученической мебели

(предназначены для специалистов органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, медицинских работников, осуществляющих медицинское обслуживание учащихся) 

Учреждения образования относятся к числу учреждений, в которых дети проводят значительную часть жизни в период их интенсивного роста и развития. В это время функциональное состояние организма и его здоровье в значительной степени определяется условиями организации образовательного процесса.

Использование ученической мебели, соответствующей гигиеническим требованиям, имеет большое значение для профилактики нарушений осанки и зрения у детей, а также обеспечения гармоничного физического развития, длительной работоспособности детей. 

ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕНИЧЕСКОЙ МЕБЕЛИ 

Оснащение учреждений образования ученической мебелью регламентировано действующими Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 № 206 (далее – Санитарные правила).

Согласно Санитарным правилам:

«п. 74. В зависимости от назначения учебных помещений в учреждениях образования используют различные виды ученической мебели:

школьная парта;

столы ученические одноместные и двухместные аудиторные или лабораторные в комплекте со стульями;

конторки.

Стулья должны устанавливаться в комплекте со столами одного размера.

Использование вместо стульев табуреток и скамеек запрещается.

Шкафы и другое оборудование устанавливаются у задней стены учебного помещения.

77. Углы и ребра крышек столов, сидений и спинок стульев должны быть закруглены, не иметь острых выступающих частей и заусенцев.

При ремонте ученической мебели не должны изменяться основные размеры каждой группы столов и стульев, парт.». 

В процессе учебных занятий организм учащегося испытывает статическую нагрузку, обусловленную необходимостью длительное время сохранять вынужденную рабочую позу. Эта нагрузка резко увеличивается в случае неправильного устройства мебели, несоответствия ее размеров росту и пропорциям тела учащегося. Одновременно возникают условия, способствующие нарушениям остроты зрения, осанки.

Гигиенические требования, предъявляемые к ученической мебели, в первую очередь касаются ее размеров. Специальными антропометрическими измерениями было установлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые служат для нормирования основных размеров мебели, и их соотношения, при колебании роста детей в пределах 15 см существенно не разнятся. Поэтому данный принцип заложен в Санитарных правилах и межгосударственных стандартах, устанавливающих требования к функциональным размерам ученической мебели (парта, стол, стул). 

Основные размеры ученической мебели 

Номер ученической мебели Цвет маркировки ученической мебели Рост учащегося,в см Размеры ученической мебели
Высота ученических столов (парт),в см Высота ученических стульев,в см
1 Оранжевый от 100 до 115 46 26
2 Фиолетовый от 115 до 130 52 30
3 Желтый от 130 до 145 58 34
4 Красный от 145 до 160 64 38
5 Зеленый от 160 до 175 70 42
6 Голубой свыше 175 76 46
7 Черный свыше 185 82 (столы) 50

 

Кроме высоты столов и стульев в ученической мебели должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола, спинки и сиденья стула. Эти соотношения нормируются значениями дифференция, дистанция спинки и дистанция сиденьяи используются при установлении размерных параметров ученической мебели (приложение 1).

У каждого стула должна быть профилированная спинка, которая используется как дополнительная опора.

На видимых наружных поверхностях столов, парт и стульев должна быть нанесена фабричная цифровая и (или) цветовая маркировка,соответствующая номеру мебели маркировка в виде круга диаметром не менее 10 мм или горизонтальной полосы не менее 10×15 мм, хорошо видимая со стороны прохода между рядами. Способ нанесения цветовой маркировки должен обеспечивать ее длительную сохранность. Допускается нанесение цветовой маркировки выполненной печатным способом с самоклеящейся основой.

Ученическая мебель выпускается нерегулируемой и регулируемой по высоте на три, четыре и пять номеров(приложение 2).

Нерегулируемая по высоте ученическая мебель является оптимальной при подборе в соответствии с ростом.

В регулируемой по высоте мебели невозможно обеспечить все размеры стула в соответствии с антропометрическими данными учащихся. Вместе с тем, регулируемая по высоте мебель получила наиболее широкое распространение с учетом ряда ее преимуществ над нерегулируемой. Так, регулирование ученической мебели на 3, 4 и 5 номеров дает возможность подбора ее по росту практически всем учащимся,  не требуется ежегодное в начале и середине учебного года передвижение мебели из одного учебного помещения в другое, что способствует сохранности мебели.

Преимущественным видом ученической мебели для учащихся              1 - 4-х классов должна быть парта с наклонной поверхностью рабочей плоскости 7 - 12°. При использовании ученических столов и стульев существует вероятность подмены стульев (при проведении уборки помещения, к примеру) и их несоответствия номеру стола, также повышается вероятность неправильной позы учащегося ввиду значительного отодвигания стула от стола или его задвигания под стол. В парте же величина дистанции сиденья остается постоянной величиной (передний край поверхности сиденья заходит за край рабочей плоскости парты со стороны сидящего на 4 см).

При выборе ученических столов предпочтение должно отдаваться столам с наклонной рабочей поверхностью (под углом от 7 до 16°).

В соответствии с законодательством Евразийского экономическогосоюза и Республики Беларусь ученическая мебель подлежит обязательной сертификации, ее безопасность должна быть подтверждена сертификатом соответствия. 

ТРЕБОВАНИЯ К РАССТАНОВКЕ УЧЕНИЧЕСКОЙ МЕБЕЛИ 

Согласно требованиям Санитарных правил:

«76. При расстановке столов и парт должны соблюдаться следующие требования:

столы и парты расставляются преимущественно в три ряда по номерам: меньшие – ближе к классной доске, большие – дальше;

для детей с нарушением слуха и зрения парты (столы) независимо от их номера ставятся первыми;

столы и парты устанавливаются параллельно стене со световыми оконными проемами при обязательном левостороннем освещении;

расстояние между рядами одноместных столов должно быть не менее 0,5 м, двухместных – не менее 0,6 м;

расстояние первого ряда столов и парт от стены со световыми оконными проемами – не менее 0,5 м;

расстояние третьего ряда столов и парт от внутренней стены – не менее 0,5 м;

расстояние последних столов, парт до задней стены – не менее 0,7 м;

наибольшая удаленность последнего места учащегося от классной     доски – не более 8,6 м;

расстояние от первых столов, парт до доски должно быть 1,6 - 2,0 м в среднем ряду и 2,4 м – в крайних рядах (должно обеспечивать угол рассмотрения 35º).

Могут использоваться другие варианты расстановки столов и парт с обязательным соблюдением установленного гигиенического норматива уровня естественной освещенности рабочих мест, правостороннее освещение должно быть кратковременным.

82. Высота подвеса нижнего края классной доски должна быть     85 см в учебных помещениях для учащихся 1 - 4-х классов и 95 см – для учащихся 5 - 11- х (12-х) классов. Классные доски должны иметь лоток для задержания меловой пыли, хранения мела, уборочных салфеток или ветоши, держатель для указки и чертежных принадлежностей.». 

ТРЕБОВАНИЯ К РАССАЖИВАНИЮ УЧАЩИХСЯ
ЗА УЧЕНИЧЕСКОЙ МЕБЕЛЬЮ 

Основным критерием при подборе ученической мебели для организации оптимального рабочего места учащихся является длина его тела.

Для рационального подбора мебели рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками.

Измерения длины тела проводят в обычной обуви. При измерении длины тела ребенок становится спиной к ростовой линейке, касаясь ее пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голова – в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха расположены в одной горизонтальной плоскости. Для измерения длины тела горизонтальную планку опускают до соприкосновения с головой ребенка без надавливания. Необходимо следить за тем, чтобы обследуемый ребенок не прислонялся затылком к вертикальной стойке ростомера и не запрокидывал голову. Измерение длины тела проводится с точностью до 0,5 см.

Если используются данные роста из медицинских документов учащегося, необходимо к указанным показателям прибавить 2 см на высоту каблука.

Каждый учащийся должен знать, каким цветом должно быть промаркировано его рабочее место, следить за тем, что бы совпадала маркировка парты (стола) и маркировка стула.

В каждом учебном помещении должна быть установлена ученическая мебель 2 - 3 размеров в соответствии с ростом учащихся. Как правило, в каждой возрастной группе учащихся один из номеров мебели преобладает (1-е классы – № 1, 2-е классы – № 2, 3-и классы – № 3, 4-е классы – № 4, 5 - 9 классы – № 5, 10 - 11 классы – № 6).

Для оптимального подбора ученической мебели для учащихся            5 - 11-х классов нецелесообразно использование кабинетной системы обучения,за исключением кабинетов информатики, химии, физики, трудового обучения.

При необходимости организации занятий в две смены оптимальным является размещение в одном учебном помещении учащихся одного возраста (третий-третий классы, четвертый-четвертый классы) или смежных по возрасту классов (третий-четвертый классы или пятый - четвертый классы). Однако на практике распространено, когда все третьи и четвертые классы обучаются во вторую смену, при этом третьи классы размещают в помещениях первых классов, а четвертые – в помещениях вторых классов. В данном случае ориентироваться при установке мебели необходимо на более старшую возрастную группу и предусмотреть установку дополнительных парт для оптимального подбора мебели. В случае невозможности подбора мебели в соответствии с ростом, возможно рассаживание учащихся за мебелью на один номер больше и исключение рассаживания за мебелью меньшего номера.

Согласно требованиям Санитарных правил:

«128. Рассаживание учащихся проводится с учетом их роста и состояния здоровья дважды в течение учебного года (сентябрь, январь).

Рассаживание учащихся с нарушениями и отклонениями в состоянии здоровья за ученической мебелью должно проводиться с учетом рекомендаций врача с соблюдением следующих требований:

учащихся со сниженной остротой зрения и слуха рассаживают ближе к классной доске, с высоким ростом – в первый и третий ряды;

учащихся с ревматическими заболеваниями, часто болеющих ангиной, острым воспалением верхних дыхательных путей необходимо рассаживать дальше от окон;

учащихся, пишущих левой рукой, рассаживают за партой парами или по одному, либо слева от пишущих правой рукой;

не менее двух раз за учебный год учащиеся, сидящие в первом и третьем рядах, меняются местами, не нарушая соответствия мебели росту.»

Учащихся с нарушением остроты зрения целесообразно рассаживать в ряду у окна, при хорошей коррекции зрения – в любом ряду.

Для учащихся 1 - 4 классов с избыточной массой тела целесообразно использование вместо парты стола и стула ученического.

В школах все более активно стали использоваться конторки. Использование конторок в учебном процессе повышает двигательную активность детей на уроке, уменьшает статическую нагрузку на позвоночник, восполняет дефицит механической нагрузки на стопы и суставы нижних конечностей. Особое значение использование конторок в процессе обучения имеет для первоклассников, так как это помогает адаптировать их к вынужденным статическим нагрузкам.

Целесообразно устанавливать в учебном помещении не менее 2-х конторок (для возможности использования двух возрастных групп без регулирования высоты столешницы).

К конторкам согласно Санитарным правилам предъявляются следующие требования(пункты 75, 76, 128):

высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к учащемуся, должна быть 75 см для учащихся ростом        115 - 130 см, 85 см –ростом 130 - 145 см, 95 см – ростом 145 - 160 см;

угол наклона столешницы должен быть 15 - 17°;

конторки устанавливаются последними в рядах или в первом ряду от стены, противоположной стене со световыми оконными проемами с соблюдением требований по размерам проходов;

продолжительность непрерывной работы за конторкой – 7 - 10 минут для учащихся 1 - 4 классов, 15 минут - для учащихся 5-11-х (12-х) классов.

Оптимальными являются конторки, у которых столешница закреплена на 2-х опорах с размером не менее 60 см×60 см, регулируемые по высоте, имеющие держатель для учебника.

При рассаживании учащихся за ученической мебелью используются рекомендации врача согласно медицинским справкам, рекомендации врача должны быть отражены в классном журнале в сведениях о состоянии здоровья учащихся.

Сведения о результатах рассаживания учащихся заносятся учителем  в классный журнал по установленной форме. В случае невозможности подбора мебели в соответствии с ростом учитель должен сообщить завучу для решения проблемы подбора мебели.

Контроль за правильностью рассаживания учащихся за мебелью, как правило, возлагается на завуча учреждения.

В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья необходимо с первых дней обучения воспитывать и формировать правильную рабочую позу учащихся за партой (столом).

Для формирования правильной осанки необходимо научить ребенка сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу:

сидеть глубоко на стуле;

ровно держать корпус и голову;

ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол;

при размещении учащегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь;

предплечья должны свободно лежать на столе, не прижимаясь к нему, на тетради лежит правая рука и пальцы левой руки;

расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев;

при овладении навыками письма учащийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя – сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Оценка соответствия между столом и стулом  – согласно приложению 3.

В учебном помещении следует поместить рисунок «Правильно сиди при письме», чтобы учащиеся всегда имели его перед глазами. Выработка определенного навыка достигается объяснением, подкрепленным показом, а также систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки учитель должен повседневно контролировать правильность позы учеников во время занятий. Роль учителя в формировании среди учащихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех-четырех лет обучения, когда у них формируется этот навык.

Целесообразно в пределах компетенции педагогических работников согласно данным Методическим рекомендациям предложить заместителям директоров по учебно-воспитательной работе учреждений общего среднего образования проводить ежегодно тестирование учителей по теме «Ученическая мебель» по предлагаемым вопросам согласно приложению 4. 

ГП НПЦГ– Грекова Н.А., Полянская Ю.Н., ГУ РЦГЭ и ОЗ – Малахова А.А.

 

Приложение 1

к Методическим рекомендациям об использовании ученической мебели 

Основные гигиенические принципы, заложенные при установлении размерных параметров ученической мебели 

Кроме высоты столов и стульев межгосударственными стандартами устанавливается ряд других немаловажных параметров мебели. Размеры и соотношения основных частей ученических стола и стула (парты) установлены на основании специальных антропометрических исследований учащихся.

Так, для определения высоты сиденья в качестве ведущей величины принята средняя длина голени со стопой. Рассчитывая глубину сиденья, исходят из неполной средней величины бедра учащегося.

Посадка учащихся устойчива и менее утомительна, площадь опоры достаточна, если глубина сиденья предусматривается не менее 2/3 и не более 3/4 длины бедра.

В ученической мебели должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола, спинки и сиденья стула. Эти соотношения нормируются значениями дифференция, дистанция спинки и дистанция сиденья. 

Основные параметры, определяющие соответствие парты росту ребенка:  1 – высота обращенного к ученику края крышки; 2 – высота сиденья;  3 – дифференция; 4 – отрицательная дистанция; 5 – дистанция спинки; 6 – откидная часть крышки; 7 – глубина сиденья. 

Расстояние (по вертикали) от края стола со стороны сидящего до сиденья – дифференция, равна разности высот сиденья и локтя свободно опущенной руки учащегося с добавлением 5 - 6 см: заниженная или завышенная дифференция вынуждает учащегося опускать или поднимать правое плечо во время письма, что приводит к ассиметрии тела, нарушению осанки, а также к недопустимому сокращению или увеличению расстояния от глаз до книги (тетради).

Расстояние (по горизонтали) от края крышки стола со стороны сидящего до спинки стула – дистанция спинки, считается оптимальной, если она не превышает передне-задний диаметр туловища учащегося более чем на 5 см. При завышенной дистанции спинки учащийся лишен возможности использовать спинку стула как дополнительную опору: центр тяжести туловища по отношению к точке опоры смещается вперед. При недостаточной дистанции спинки учащийся оказывается зажатым между крышкой стола и спинкой сиденья: рабочая поза становится неудобной, статическая нагрузка увеличивается, утомление прогрессирует, работоспособность падает.

Расстояние (по горизонтали) между краем крышки стола со стороны сидящего и краем сиденья – дистанция сиденья, должно быть только отрицательным (не менее 4-х см и не более 8 см). При нулевой и особенно положительной дистанции сиденья учащийся, для правильного размещения предплечья на столе, вынужден тянуться вперед: рабочая поза становится неудобной, усугубляющей статическую нагрузку.

Согласно межгосударственным стандартам ученическая мебель выпускается нерегулируемой и регулируемой по высоте на три, четыре и пять номеров (приложение 2).

В регулируемой по высоте ученической мебели ряд размерных параметров остаются неизменными (к примеру, ширина и глубина сиденья, ширина и длина спинки) и нормируются по наибольшему номеру, а отдельные параметы стульев (эффективная глубина сиденья, высота линии перегиба спинки, высота нижнего края спинки над сиденьем и высота верхнего края спинки над сиденьем) нормируются по среднему размеру.В связи с вышеуказанным иногда можно услышать мнение о несоответствии производимой мебели отдельным пропорциям тела учащегося.

Приложение 2

к Методическим рекомендациям об использовании ученической мебели 

Выдержки из межгосударственных стандартов по ученической мебели. 

В соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 11016-93 (ИСО 5970-79) «Стулья ученические. Типы и функциональные размеры» (с внесенными изменениями № 1 в 2012 г. и № 2 в 2013 г.) стулья производятся 7 размеров.

Таблица 1

Наименование размера Значение для стула (в мм), номера
1 2 3 4 5 6 7
Высота сиденья h5 260 300 340 380 420 460 500
Эффективная глубина сиденья* (допускается отклонение минус 20 мм) t4 260 290 330 360 380 400 420
Ширина сиденья b3, не менее 250 270 290 320 340 360 360
Высота линии перегиба спинки w, не более 160 170 190 200 210 220 230
Высота нижнего края спинки над сиденьем h6, не более 120 130 150 160 170 190 200
Высота верхнего края спинки над сиденьем h7, не более 250 280 310 330 360 400 440
Ширина спинки b4, не менее 250 250 250 280 300 320 320
Радиус изгиба переднего края сиденья r1 ** 20-50 20-50 20-50 20-50 20-50 20-50 20-50
Радиус спинки в плане r2, не менее*** 300 300 300 300 300 300 300
Угол наклона сиденья δ, град 0-4 0-4 0-4 0-4 0-4 0-4 0-4
Угол наклона спинки β, град 95-130 95-130 95-130 95-130 95-130 95-130 95-130

* Эффективная глубина сиденья –размер по горизонтали от передней кромки сиденья до наиболее выпуклой части спинки, измеряемый по оси стула и соответствующий минимальной глубине сиденья.

** Отсутствует при наличии наклона передней половины сиденья.

*** Допускается прямая спинка, не имеющая радиуса в плане.Допускается угол наклона передней половины сиденья до плюс 8°.

Ученические стулья изготавливаются двух типов: I – стулья с постоянными параметрами; II – стулья с регулируемыми параметрами.

Поверхность сиденья может быть плоской или иметь углубление. Углубление не должно быть более 10 мм и должно занимать задние 2/3 эффективной глубины сиденья. Самая глубокая часть должна приходиться на точку, расположенную от передней кромки сиденья на 3/4 его эффективной глубины.

Углы сиденья и спинки стула должны быть притуплены (зашлифованы) или иметь в плане скругление радиусом 10 - 30 мм.

Высота сиденья h5 в стульях типа II должна регулироваться по размерам: 1 - 3, 3 - 5 и 5 - 7. 

В стульях номеров 1 - 3 эффективная глубина сиденья, высота линии перегиба w спинки, высота нижнего края спинки над сиденьем h6 и высота верхнего края спинки над сиденьем h7 должны соответствовать нормам для стула номера 2. Ширина сиденья b3, ширина спинки b4 и остальные размеры должны соответствовать значениям, указанным для стула номера 3.

В стульях номеров 3 - 5 эффективная глубина сиденья, высота линии перегиба спинки w, высота нижнего края спинки над сиденьем h6 и высота верхнего края спинки над сиденьем h7 должны соответствовать нормам для стула номера 4. Ширина сиденья b3, ширина спинки b4 и остальные размеры должны соответствовать нормам для стула номера 5.

В стульях номеров 5 - 7 эффективная глубина сиденья, высота линии перегиба спинки w, высота нижнего края спинки над сиденьем h6 и высота верхнего края спинки над сиденьем h7 должны соответствовать нормам для стула номера 6. Ширина сиденья b3, ширина спинки b4 и остальные размеры должны соответствовать нормам для стула номера 7.

В соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 11015-93 (ИСО 5970-79) Столы ученические. Типы и функциональные размеры (с изменением № 1 в 2013 г.) столы производятся 7 размеров.

Наименование размера Значение для стола, номера
1 2 3 4 5 6 7
Высота рабочей плоскости h1, не менее 460 520 580 640 700 760 820
Расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног) h2,   не менее 350 410 470 530 590 650 710
Расстояние от пола до элементов, выступающих над коленями (высота пространства для ног, согнутых в коленях)h3, не менее 350 350 400 400 450 500 550
Ширина рабочей плоскости t1, не менее 450 500 500 500 500 500 500
Длина рабочей плоскости  b1, не менее:
одноместный стол 600 600 600 600 600 600 600
двухместный стол 1200 1200 1200 1200 1200 1200 1200
Расстояние между опорными элементами стола на одно место (ширина пространства для ног)b2, не менее 420 420 420 420 450 450 450
Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих перед его коленями (глубина пространства для ног) t2, не менее 300 300 300 350 400 400 400
Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих над стопой (глубина пространства для ног при сидении с вытянутыми ногами)t3,  не менее 400 400 400 400 450 450 450
Примечание - Допускается изготовление подножки на расстоянии от края стола со стороны сидящего высотой не более 70 мм.

Столы типа II регулируются по высоте: на пять номеров – 3 - 7; на три номера – 3 - 5 и 5 - 7.

При этом высота рабочей плоскости h1 и расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног) h2, должны изменяться в соответствии с таблицей. Остальные размеры столов должны соответствовать: в столах номеров 3 - 7 и 5 - 7 – размерам для стола номера 7; в столах номеров 3 - 5 – размерам для стола номера 5.

По требованию потребителя допускается для номеров 3, 4, 5, 6 изготовление одноместных столов с длиной рабочей плоскости 700 мм и двухместных столов с длиной рабочей плоскости 1300 мм.

Крышка стола должна быть горизонтальной или иметь приспособления для установки ее горизонтально и под углом от 7 до 16°. При переводе крышки в наклонное положение высота края стола, обращенного к ученику, не должна уменьшаться более чем на 10 мм.

При наличии в ученических столах полки высота ниши должна быть не менее 60 мм.

В столах с крышками, устанавливаемыми в двух положениях, – горизонтальном и наклонном, должны быть предусмотрены углубления для хранения ручек и карандашей. Столы с горизонтальными крышками допускается изготовлять без углублений для ручки и карандаша.

Углы крышек стола должны быть притуплены (зашлифованы) или иметь в плане скругление радиусом 10 - 30 мм. 

В соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 5994-93 (ИСО 5970-79) «Парты. Типы и функциональные размеры (с изменением  № 1 в 2013 г.) парты производятся 4 размеров (1 - 4) для учащихся 1 - 4. 

Общие требования безопасности мебели, в том числе ученической, установлены в техническом регламенте Таможенного союза Р ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции» (далее – ТР ТС 025/2012), с которым можно ознакомиться на сайте Евразийской экономической комиссии (http://www.eurasiancommission.org/).

Согласно ТР ТС 025/2012:

из мебели не должны выделяться в окружающую среду летучие химические вещества 1-го класса опасности, а другие в количествах, которые могут оказать прямое или косвенное неблагоприятное воздействие на организм (установлен перечень возможных выделяемых химических веществ и их предельно допустимые концентрации);

мебель не должна создавать в помещениях специфического запаха более 2 баллов;

допустимая удельная активность цезия 137 в древесине и древесно-стружечных материалах, используемых для изготовления мебели, не должна превышать 370 Бк/кг;

уровень напряженности электростатического поля на поверхности мебели для сидения в условиях эксплуатации (при влажности воздуха помещения 30 - 60%) не должен превышать 15,0 кВ/м;

поверхности мебельных деталей из древесных плитных материалов  (пласти и кромки) должны иметь защитные или защитно-декоративные покрытия, за исключением: невидимых поверхностей в сопрягаемых соединениях; отверстий в местах установки фурнитуры; кромок щитов, остающихся открытыми при установке задней стенки «накладной» или «в четверть»;

ученическая мебель должна предусматривать возможность проведения влажной дезинфекции рабочих и фасадных поверхностей.

Согласно ТР ТС 025/2012 к мебели также предъявляется ряд требований механической (устойчивость, статическая и ударная прочность, жесткость, деформируемость, величина прогибов и другие), пожарной и электрической безопасности, а также требования к используемым для производства мебели материалам. 

Приложение 3

к Методическим рекомендациям об использовании ученической мебели

Метод оценки соответствия между стулом и столом 

Общеизвестно, что учащиеся, находясь в положении сидя, могут занимать разнообразные позы. Для того, чтобы решить вопрос о соответствии между стулом и столом, необходимо выбрать удобное положение и проверить семь параметров в соответствии с рисунком. На нем показано правильное положение учащегося, сидящего за столом, которое удовлетворяет одновременно всем необходимым параметрам.

А – согнутые в коленях ноги учащегося (в обуви) должны размещаться на плоской поверхности пола;

В – должно быть достаточное пространство между бедрами и нижней частью стола;

С – не должно быть никакого давления на передний край стула, между поверхностью сиденья и бедром;

D – высота стола должна быть выбрана таким образом, чтобы локти сидящего приближались к такому же уровню по отношению к краю крышки стола со стороны сидящего, на каком они находятся, когда кисти рук опущены вертикально вниз;

Е – спинка стула должна крепко поддерживать спину сидящего в поясничной области и нижней части лопаток;

F – должно быть свободное пространство между задней частью ног и передним краем сиденья;

G – должно быть предусмотрено свободное пространство между опорой лопаток и сиденьем для обеспечения свободного движения на стуле.

Приложение 4

к Методическим рекомендациям об использовании ученической мебели 

Вопросы для тестирования учителей по теме «Ученическая мебель». 

  1. Что является основным критерием для подбора ученической мебели?
  2. возраст ребенка
  3. рост ребенка
  4. вес ребенка 
  1. Измерение длины тела ребенка проводят:
  2. босиком
  3. без обуви
  4. в обычной обуви 
  1. Если используются данные роста из медицинской справки, к указанным показателям необходимо прибавить:

1. 2 сантиметра

2. ничего не нужно прибавлять

3. 1 сантиметр 

  1. Сколько размеров ученической мебели существует?
  2. 7 размеров
  3. 4 размера
  4. 5 размеров
  5. 6 размеров 
  1. Основным видом мебели для 1 - 4-х классов являются:
  2. конторки
  3. парты
  4. столы и стулья

6. Расстояние парт (столов) в среднем ряду до классной доски  должно быть

      1. 1,6 - 2,0 м

      2. 2,4 м

      3. 1,2 м 

7. Расстояние между рядами двухместных столов должно быть не менее

1. 0,5 м

2. 0,6 м

3. 0,4 м

8. Рассаживание детей проводится с учетом:

  1. состояния здоровья
  2. роста
  3. роста и состояния здоровья 

9. Учащийся с ростом 129 см (согласно медицинской справки) должен сидеть за мебелью размером:

1. № 3

2. № 1

3. № 2 

10. Самый высокий учащийся в классе с нарушением остроты зрения сидит:

  1. в среднем ряду на последней парте
  2. в среднем ряду на 1 - 3-й парте
  3. в крайнем ряду возле окна на 1-3-й парте
  4. в крайнем ряду возле внутренней стены учебного помещения 

11. Рассаживание учащихся проводится:

  1. в начале учебного года
  2. в начале учебного года (сентябрь) и в начале календарного года (январь)
  3. в начале каждой четверти (сентябрь, ноябрь, январь, апрель) 

12. При необходимости подбора рабочего места для учащегося начальных классов с избыточной массой тела Вы выберете:

  1. парту
  2. конторку
  3. стол и стул

13. Самое оптимальное размещение в одном учебном помещении учащихся 1 - 4 классов в первую/вторую смену:

1. третий/третий класс

2. второй/третий класс

3. первый/третий класс 

14. Какой из предлагаемых вариантов размещения 3-х и 4-х классов в первую/вторую смену Вы выберите как наиболее рациональный:

1. вторые/четвертые и первые/третьи классы

2. вторые/третьи классы и пятые/четвертые классы

3. первые/четвертые и вторые/третьи классы

15. При формировании рабочей позы с использованием стола и стула дистанция сиденья должна быть: 

1. 0 см

2. минус 4 см

3. плюс 4см 

         Оценка результатов:

         зачтено – 15 правильных ответов;

         условно зачтено – 13 правильных ответов;

         не зачтено – 12 и менее правильных ответов. 

свернуть

«Мы Вконтакте».

29.03.2021

 

 

 

свернуть

Центр наглядной профилактики.

29.03.2021

Правильное питание

09.12.2019

Представитель РЦГиЭ

провела с учащимися беседу о правильном питании, о таком заболевании у детей, как сколиоз.

 

свернуть

Беседы с учащимися

19.04.2019

В рамках проекта Школа территория здоровья, для проведения беседы с учащимися была приглашена заведующая ФАПа Торчило Людмила Петровна, которая рассказала о "Весеннем авитаминозе у ребенка". 


Учащиеся с удовольствием слушали, задавая интересующие вопросы. Они узнали о правилах питания в весенний период, о том какие витамины необходимо принимать, чтобы избежать проблем со здоровьем. Вот некоторые из них:

Основным способом борьбы с авитаминозом является разнообразное питание. На протяжении критического зимне-весеннего периода следует обеспечить рацион питания с высоким содержанием витаминов и минералов.

Пусть ребенок съедает не менее одного фрукта в день – яблоко, апельсин, гранат, банан;

 

Вместо конфет и печенья угощайте ребенка орехами, сухофруктами – финиками, курагой, черносливом, изюмом;

Варите компоты из замороженных фруктов или ягод;

Гарниры из злаков и бобовых дополняйте салатами из свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы;

Щедро посыпайте готовые блюда рубленой зеленью – укропом, петрушкой, сельдереем, зеленым луком;

Не забывайте о кисломолочных, мясных и рыбных продуктах;

Включите в рацион перепелиные яйца.

Какие витамины необходимо давать ребенку при авитаминозе?

Даже самый богатый рацион питания не может обеспечить организм ребенка витаминами и минералами в суточных нормах.


Поэтому не может быть никаких сомнений в целесообразности приема витаминных комплексов для профилактики и лечения детского весеннего авитаминоза у ребенка.


Лучше всего, если витамины при весеннем авитаминозе будет назначать врач, который осмотрел ребенка и осведомился о состоянии его здоровья, изучил результаты анализов, выяснил, каких витаминов не хватает организму ребенка. Самостоятельное назначение и бесконтрольный прием витаминов может нанести вред!
  •  
  •  

 

свернуть

В проекте Школа- Территория Здоровья, запланированы классные часы, посвященные ЗОЖ

развернуть

В проекте Школа- территория Здоровья, запланированы классные часы, посвященные ЗОЖ. Одно из них под темой "Учись быть здоровым", подготовила классный руководитель 9 Б, Кудласевич Светлана Адамовна. Ребята работали в группах, проходя уровни, задания, они открывали новые для себя правила ЗОЖ. В конце был подведён итог, в котором ученикам была дана возможность высказать свое мнение, а также то, о чем они узнали впервые.

 

свернуть