Экзамены и ЦЭ.

Централизованный экзамен (ЦЭ) в школах — что это такое и как он будет проходить в 2023 году?

Централизованный экзамен (ЦЭ) в школах — что это такое и как он будет проходить в 2023 году?

Школьники могут спать спокойно: с 2023 года больше не придётся сдавать выпускные экзамены по русскому либо белорусскому языку, математике, истории Беларуси и иностранному. Плохая новость: на смену придет централизованный экзамен. Однако его будут сдавать только по 2 дисциплинам: по государственному языку и математике. ЦТ останется, но на нём эти предметы сдать уже будет нельзя. Выпускник сможет выбрать 3 дополнительных дисциплины, которых не было на ЦЭ.

Это значит, что абитуриент может получить до 5 сертификатов для поступления в высшее учебное заведение. Такая практика значительно расширит его возможности: школьник исходя из полученных результатов выберет, куда он больше всего хочет поступить.

Что такое Централизованный экзамен (ЦЭ)?

Централизованный экзамен – новое испытание, которое предстоит впервые пройти 11-классникам 2023 года. Это совмещение выпускного экзамена и ЦТ. Всего школьникам придется сдать всего 2 ЦЭ: по одному из государственных языков и математике. Других предметов в 11 классе сдавать больше не придётся (историю Беларуси планируют перенести в 9 класс). Централизованное тестирование сохранится, абитуриент сможет сдать 3 предмета на выбор.

Какие предметы входят в ЦЭ?

Централизованный экзамен предполагает сдачу двух учебных предметов – государственного языка (русского либо белорусского) и математики.

Где и когда сдавать ЦЭ?

Запланировано, что централизованный экзамен будет проводиться в середине мая. Будут организованы специальные пункты для сдачи: как ВУЗы и колледжи, где сейчас проходит тестирование, так и новые места. Министерство образования заявляет, что сдавать ЦЭ станет еще удобнее: вариантов будет достаточно, удастся найти и пункт около дома. Далее абитуриентов распределят по аудиториям, где выдадут бланки ответов и задания.

На экзамене преподаватель расскажет, как правильно заполнять бланк. По окончании тестирования его необходимо сдать на проверку. Далее документы будут переданы в Республиканский институт контроля знаний, где и будет произведена проверка. Сейчас обещают, что она не будет занимать больше 3-5 дней. По завершении абитуриенты получат свои результаты, а полученные цифры повлияют на отметку в школьном аттестате.

Сколько баллов нужно набрать, возможна ли пересдача?

Вне зависимости от результата, централизованный экзамен будет считаться сданным. Отметки выставляются по 100-балльной системе. Проходные значения устанавливаются только в том случае, если абитуриент собирается поступать в высшее учебное заведение. Минимальные баллы составят:

  • по математике: от 10 для второго профильного примета, от 20 – для первого;
  • по языку: от 10 баллов для всех специальностей, от 25 – для филологических.

После прохождения централизованного экзамена абитуриент получит сертификат со своим результатом. В школе полученные значения будут переведены в 10-балльную отметку. Её выставят в журнал и будут учитывать при выставлении итоговых результатов. Свидетельства об окончании школы планируется выдавать 10 июня – как и сейчас.

Обратите внимание, что с 2023 года в школах не будет экзаменов по иностранному языку или истории Беларуси. Отныне школа будет отвечать исключительно за организационные моменты.

Пересдать централизованный экзамен в текущем году будет нельзя. Через год абитуриент сможет вновь проверить свои знания, но только в рамках централизованного тестирования. Предметы для ЦЭ станут доступны в рамках ЦТ для тех, кто не является выпускником школы нынешнего учебного года (года, в котором планируется пересдача). Сертификаты о прохождении ЦЭ будут годны в течение двух лет.

 

Рекомендации психолога  по подготовке к экзаменам

Рекомендации психолога  по подготовке к экзаменам

Советы ученику, выпускнику, сдающему экзамены

 Подготовка к экзамену

  1. Прежде, чем начать подготовку к экзаменам, следует подготовить свое рабочее место. Надо продумать все, чтобы заниматься было удобно, чтобы ничего не отвлекало от занятий, чтобы все необходимое для подготовки к экзамену было под рукой: учебники, пособия, тетради или бумага для записей и другое. Психологи, изучающие влияние цвета на человека, рекомендуют ввести в интерьер цветовые «пятна»: желтые, оранжевые, фиолетовые, поскольку они повышают интеллектуальную активность.
  2. Необходимо продумать порядок подготовки к экзаменам. Желательно составить план, в котором постараться определить объем материала для ежедневных занятий, с учетом имеющегося на подготовку к экзамену времени.
  3. При планировании ежедневных занятий целесообразно учесть ваши индивидуальные особенности, определить, кто вы – «сова» или «жаворонок». В зависимости от этого максимально загрузить утренние или вечерние часы.
  4. Составляя план на каждый день подготовки, лучше четко определять, какие разделы предмета вы будете именно сегодня изучать.
  5. Определите для себя как целесообразнее в процессе подготовки распределить изучение сложного или хорошо знакомого материала. Проявляйте в этом вопросе гибкость в зависимости от вашей работоспособности в день подготовки.
  6. Обязательно следует чередовать работу и отдых. Например, 40 минут занятий, 10 минут – отдых. Во время отдыха желательно смотреть вдаль, например, в окно, особенно на живую природу.
  7. Полезно повторять материал по предложенным экзаменационным вопросам.
  8. В конце каждого дня подготовки к экзамену, следует проверить, как вы усвоили материал.
  9. При подготовке к экзаменам полезно структурировать материал при помощи составления планов ответа на вопросы, схем, сравнительным таблиц, причем обязательно это делать не в уме, а фиксировать на бумаге. Когда вы записываете план ответа на вопрос, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, то есть, делаете то же самое, что надо будет делать на экзамене. Планы практически полезны еще и потому, что удобно использовать при повторении материала.
  10. Никогда не надо стараться выучить весь материал наизусть. Важно понять материал, поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях и понятиях.
  11. Перед устными экзаменами ответы на наиболее трудные для вас вопросов хорошо бы проговаривать вслух стоя перед зеркалом, обращая внимание на мимику, жесты, позу. Психологи установили, что чем больше различия в состоянии человека в тот момент, когда он готовится к экзамену (получает информацию) и сдает экзамен (воспроизводит информацию), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Когда вы рассказываете материал при ответе, вы сближаете эти два состояния. Полезно рассказывать ответы на экзаменационные вопросы кому-либо (родителям, друзьям, одноклассникам).
  12. Обязательно научитесь хорошо выполнять практические задания. Учитесь объяснять, как вы их выполняли, каким был ход ваших рассуждений.
  13. Обязательно посетите консультацию к экзамену, на которой вы сможете выяснить имеющиеся у вас вопросы по экзаменационному материалу, получить рекомендации учителя.

Накануне экзамена

  1. Оставьте один день перед экзаменом на повторение материала, а перед устным экзаменом – время на то, чтобы пересказать ответы на вопросы кому-нибудь или самому себе.
  2. Не следует повторять билеты по порядку. Проведите повторение материала в виде ролевой игры: проиграйте ситуацию экзамена с вытягиванием билетов и ответа на них.
  3. Во время этой ролевой игры, осуществляйте подготовку к ответу: запишите план ответа на вопрос, используйте другие формы записи ответа на вопрос (планы-тезисы, тезисы, таблицы, схемы).
  4. Откажитесь от вечерних занятий, совершите прогулку и рано ложитесь спать.

Желаем удачи!

 

Советы психолога выпускникам

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма.

Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение, зачастую, оказывает обратное действие.

Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям – оказать своему ребенку правильную помощь.

Экзамены – лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.

При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.

Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.

Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать выпускные экзамены. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

Некоторые полезные приемы

Перед началом работы нужно сосредоточиться – расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.

Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.

Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.

Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно пить простую или минеральную воду, зеленый чай.

Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

Рекомендации по заучиванию материала

Главное – распределение повторений во времени.

Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.

Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

Повторение будет более эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.

Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

 

свернуть

Шкалы перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале

Шкалы перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

11 июля 2022 г. № 18

ПРАВИЛА

проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования

Приложение 28

к Инструкции

по организации и проведению

централизованного экзамена

 

ШКАЛЫ

перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык»

 

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1–2

 3–6

 7–14

 15–25

 26–32

 33–41

 42–53

 54–67

68–81

82–100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Математика»

 

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1–2

 3–9

 10–18

 19–28

 29–37

 38–45

46–54

55–63

64–76

77–100

 

 

свернуть

О перечне учебных предметов, по которым сдаются выпускные экзамены

Экзамены

О перечне учебных предметов, по которым сдаются выпускные экзамены

По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования итоговые испытания будут проводиться в виде выпускных экзаменов. Обязательными являются:

«Белорусский язык» в письменной форме (изложение);

«Русский язык» в письменной форме (изложение);

«Математика» в письменной форме (экзаменационная работа);

«История Беларуси» в сочетании устной и практической форм (билет).

Учитывая, что с 2022/2023 учебного года в IX классе вводится выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси», с 1 сентября 2022 г. для всех учащихся IX класса вводится учебный модуль «Великая Отечественная война», который включает в себя освоение:

раздела «Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа» учебной программы по учебному предмету «Всемирная история»;

раздела «Беларусь в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн» учебной программы по учебному предмету «История Беларуси»;

программы факультативного занятия «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)».

По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования итоговые испытания будут проводиться в виде централизованных экзаменов по учебным предметам «Математика», «Белорусский язык» или «Русский язык» по выбору учащегося.

Порядок организации и проведения централизованного экзамена, порядок взаимодействия и функции юридических лиц, права и обязанности лиц, участвующих в централизованном экзамене, порядок проверки и оценивания экзаменационных работ регламентируются Инструкцией по организации и проведению централизованного экзамена, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь.

 

свернуть

ПРАВИЛА проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования

Централизованный экзамен: порядок проведения, бланк ответов

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

11 июля 2022 г. № 184

  

ПРАВИЛА

проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования

 

ГЛАВА 6

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЦЭ

  1. ЦЭ проводится только в аудиториях, позволяющих рассадить участников ЦЭ не более чем по 4 человека за столом при наличии проходов с обеих сторон либо по 2 человека за столом при подходе с одной стороны и (или) двух сторон.
  2. В пункте проведения ЦЭ создаются условия для пребывания участников ЦЭ, завершивших выполнение экзаменационной работы ранее установленного срока, сопровождающих педагогических работников.
  3. Доставку участников ЦЭ в пункт его проведения и обратно к учреждению общего среднего образования в случаях, предусмотренных подпунктом 2.5 пункта 2 статьи 47 Кодекса Республики Беларусь об образовании, их сопровождение обеспечивают структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования, отделы (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов.

Участники ЦЭ должны прибыть в пункт проведения ЦЭ не позднее чем за 60 минут до его начала, имея при себе документ, удостоверяющий личность, и пропуск.

В дни проведения ЦЭ в соответствии с законодательством обеспечивается организация питания участников ЦЭ.

  1. Участников ЦЭ пропускают в пункт его проведения по спискам на основании документа, удостоверяющего личность, и пропуска.

В случае отсутствия пропуска у участника ЦЭ разрешается допуск такого участника ЦЭ в пункт проведения ЦЭ при условии нахождения в списках зарегистрированных для участия в ЦЭ. При этом такому участнику ЦЭ пропуск оформляется в пункте проведения ЦЭ.

Участники ЦЭ, ранее не зарегистрированные или не имеющие при себе документа, удостоверяющего личность, к прохождению ЦЭ не допускаются.

Лицам, не участвующим в ЦЭ, вход в пункт его проведения не разрешается.

  1. Допуск и размещение участников ЦЭ в аудитории осуществляется двумя педагогическими работниками.
  2. В аудиторию проведения ЦЭ участники ЦЭ берут с собой ручку (гелевую или капиллярную) с чернилами черного цвета, документ, удостоверяющий личность, пропуск.

Иные личные вещи, в том числе мобильные телефоны, средства аудио-, видео- и фотофиксации, участники ЦЭ оставляют до входа в аудиторию в специально выделенном для этого месте.

  1. Педагогический работник, находящийся у входа в аудиторию, пропускает участников ЦЭ по одному, сверяя данные списка участников ЦЭ в аудитории с данными документа, удостоверяющего личность.
  2. Педагогический работник, находящийся непосредственно в аудитории, размещает участников ЦЭ в соответствии с жеребьевкой.

Жеребьевка мест для размещения в аудиториях участников ЦЭ проводится путем вытаскивания карточек с номерами. Если в одной аудитории размещаются участники ЦЭ, использующие экзаменационные работы на русском языке и белорусском языке, жеребьевка проводится отдельно.

  1. После размещения участников ЦЭ по местам педагогический работник доводит до их сведения основные требования, предусмотренные пунктом 52 настоящей Инструкции, предъявляемые к участникам ЦЭ в ходе его проведения, предлагает им убедиться в отсутствии предметов, не разрешенных настоящей Инструкцией.
  2. Участники ЦЭ    обеспечивают    сохранность    экзаменационных    материалов с момента их получения до момента передачи педагогическим работникам в аудитории.
  3. Началом отсчета времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы, является время получения последнего экземпляра варианта экзаменационной работы.

В продолжительность выполнения экзаменационной работы не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (в том числе инструктаж участников ЦЭ, заполнение ими регистрационных полей).

Время начала и окончания работы над выполнением экзаменационной работы фиксируется на доске.

  1. Участники ЦЭ могут выходить из аудитории по уважительной причине (в том числе плохое самочувствие, физиологические потребности) во время проведения ЦЭ только в сопровождении педагогического работника, который обеспечивает проведение ЦЭ вне аудитории.

При выходе из аудитории участник ЦЭ оставляет экзаменационные материалы и листы для рабочих записей на рабочем месте в аудитории рядом с документом, удостоверяющим его личность.

Ответственный педагогический работник предварительно в присутствии участника ЦЭ проверяет комплектность оставляемых экзаменационных материалов.

Время нахождения участника ЦЭ вне аудитории включается в общее время прохождения ЦЭ. Об этом участник ЦЭ предупреждается до выхода из аудитории.

  1. Участникам ЦЭ во время его проведения не разрешается:
    • проносить, а также использовать в аудиториях, где проводится ЦЭ, любые предметы, кроме документа, удостоверяющего личность, ручки (гелевой или капиллярной) с чернилами черного цвета, пропуска;
    • фальсифицировать данные в области регистрации бланка ответов;
    • меняться местами, экзаменационными материалами, использовать помощь других лиц для выполнения экзаменационной работы;
    • вносить информацию в бланк ответов после окончания времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы;
    • иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы на любом носителе, письменные заметки и иные устройства приема, хранения и передачи информации;
    • выносить из аудиторий и пункта проведения ЦЭ экзаменационные материалы, листы для рабочих записей, письменные заметки;
    • фотографировать экзаменационные материалы;
    • разговаривать между собой, обмениваться любыми материалами и предметами с другими участниками ЦЭ;
    • произвольно выходить из аудитории и перемещаться по пункту проведения ЦЭ без сопровождения педагогического работника вне аудитории.
  2. Участники ЦЭ, нарушающие требования прохождения ЦЭ, предусмотренные пунктом 52 настоящей Инструкции, удаляются из аудитории.

В случае удаления участника ЦЭ из аудитории его бланк ответов погашается путем перечеркивания по диагоналям, информация об удалении из аудитории (с указанием причины) вносится в протокол проведения ЦЭ в аудитории и в протокол проведения ЦЭ в пункте проведения ЦЭ.

Участник ЦЭ, удаленный из аудитории в соответствии с частью первой настоящего пункта, может пройти ЦЭ в иной срок в августе текущего года. Порядок допуска к сдаче ЦЭ в иной срок в августе текущего года осуществляется в соответствии с пунктом 22 настоящей Инструкции.

  1. Ответственный педагогический работник информирует участников ЦЭ за 15 и 5 минут об окончании времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы.
  2. По истечении времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы, участники ЦЭ сдают экзаменационные материалы и листы для рабочих записей.
  3. Участники ЦЭ, завершившие выполнение экзаменационной работы ранее установленного срока, могут покинуть аудиторию. Педагогическому работнику необходимо принять у них все экзаменационные материалы и листы для рабочих записей.

Принимая экзаменационные материалы, педагогический работник сверяет соответствие данных участника ЦЭ, указанных в области регистрации бланка ответов, данным документа, удостоверяющего личность, а также соответствие номера варианта бланка ответов номеру варианта экзаменационной работы.

Принятые     экзаменационные     материалы    пересчитываются     и запечатываются в пакеты согласно требованиям настоящей Инструкции и вместе с протоколом проведения ЦЭ в аудитории передаются организационной комиссии.

  1. На основании представленных протоколов проведения ЦЭ в аудитории организационной комиссией оформляется протокол проведения ЦЭ в пункте проведения ЦЭ.
  2. В случае заболевания, возникновения других уважительных причин или непредвиденных обстоятельств во время проведении ЦЭ участник ЦЭ освобождается от участия в нем.   Бланк   ответов   погашается   путем   перечеркивания,    информация об освобождении (с указанием причины) вносится в протокол проведения ЦЭ в аудитории и в протокол проведения ЦЭ в пункте проведения ЦЭ.

Участник ЦЭ, освобожденный от участия в ЦЭ в соответствии с частью первой настоящего пункта, проходит ЦЭ в резервный день или иной срок. Порядок допуска к сдаче ЦЭ в резервный день или иной срок осуществляется в соответствии с пунктом 22 настоящей Инструкции.

 

ГЛАВА 7

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ БЛАНКА ОТВЕТОВ

  1. Внесение информации в бланк ответов участниками ЦЭ производится только в специально определенные поля черными чернилами (гелевой или капиллярной ручкой). Каждое  поле   заполняется    начиная    с первой    клетки.    Оставшиеся    клетки    поля не заполняются.

Цифры и буквы пишутся в соответствии с образцами написания символов, расположенными в верхней части бланка ответов (в инструкции к экзаменационной работе). Случайные пометки недопустимы.

Подпись участника ЦЭ на бланке ответов не должна выходить за рамки ограничительной линии.

  1. Бланк ответов состоит из области регистрации и области ответов.
  2. В области регистрации бланка ответов расположены:

поля, заполняемые по указанию педагогического работника в аудитории:

«Код   пункта   проведения  ЦЭ» –   указывается  код    пункта   проведения  ЦЭ в соответствии с кодировкой РИКЗ;

«Корпус» – указывается номер корпуса пункта проведения ЦЭ, в котором участник ЦЭ проходит ЦЭ;

«Номер аудитории» –   указывается   номер   аудитории   пункта   проведения   ЦЭ, в которой участник ЦЭ проходит ЦЭ;

«Код предмета» – указывается код учебного предмета в соответствии с кодировкой РИКЗ;

«Название предмета» – указывается название учебного предмета, по которому проводится ЦЭ;

поля, самостоятельно заполняемые участниками ЦЭ:

«Фамилия» – указывается фамилия согласно документу, удостоверяющему личность;

«Собственное имя» – указывается собственное имя из документа, удостоверяющего личность;

«Отчество» – указывается отчество, если таковое имеется, из документа, удостоверяющего личность;

«Серия» – указывается серия документа (при наличии), удостоверяющего личность;

«Номер» – указывается номер документа, удостоверяющего личность;

«Дата» – указывается дата проведения ЦЭ;

«Подпись» – участник ЦЭ ставит свою подпись, удостоверившись в соответствии номера варианта бланка ответов номеру варианта экзаменационной работы.

Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) участника ЦЭ, которые являются двойными, имеют составные части или служебные слова, записываются в точном соответствии с записью в документе, удостоверяющем личность.

Область регистрации бланка ответов заполняется участником ЦЭ на том государственном языке, на котором подано заявление на участие в ЦЭ.

  1. Область ответов состоит из двух частей:

часть «А» – для ответов на задания с выбором ответа из предложенных вариантов ответов;

часть «В» – для кратких ответов на задания без выбора ответа.

  1. Часть «А» области ответов состоит из горизонтального ряда номеров экзаменационных заданий. Под каждым номером экзаменационного задания расположен вертикальный столбец из пяти клеток для обозначения выбранного ответа меткой.

Образец метки приведен в бланке ответов. Линия метки не должна быть толстой. Если ручка оставляет слишком жирную линию, вместо метки нужно провести только одну линию (по диагонали клетки). Не допускается исправлять метку графическим способом (заштриховывать) или замазывать корректирующей жидкостью.

Для внесения ответа участник ЦЭ под номером задания должен поставить метку в ту клетку, номер которой соответствует номеру выбранного им ответа.

Отмена ошибочной метки производится в поле отмены ошибочных меток. В одном задании можно отменить несколько ошибочных меток. Для отмены ошибочного ответа и указания верного необходимо:

отменить метку, указав номер экзаменационного задания и номер ошибочно выбранного варианта ответа;

поставить метку в нужной клетке столбца экзаменационного задания.

  1. Ответы на задания части «В» области ответов необходимо записывать справа от номера  задания     в области     ответов,     предназначенной     для кратких     ответов на экзаменационные задания.

Ответ дается только в краткой форме (слово, словосочетание или целое число). Каждая   цифра,   буква   или   знак   минус   (если   число   отрицательное)   записываются в отдельную клетку.

Ответ, состоящий из двух слов, пишется слитно, без пробела, дефиса или другого разделительного знака. Если букв в таком слове окажется больше, чем клеток в поле ответа, то вторую часть слова можно писать более убористо (не соблюдая попадания в клетку). Слово следует писать полностью.

Ответ (слово или словосочетание) дается на языке и в форме (род, число, падеж), определяемых условием задания. Орфографические ошибки в ответе недопустимы.

Числовой ответ в виде дроби округляется до целого числа по правилам математического округления.

Недопустимо записывать ответ в виде математической формулы или выражения, указывать названия единиц измерения (градусы, проценты, метры, тонны), давать словесные заголовки или комментарии к числу.

Отмена ошибочных кратких ответов на задания и указание правильного ответа производится в соответствующем поле. Для отмены ошибочного и указания верного ответа необходимо указать номер неверно выполненного задания и записать правильный ответ.

  1. Использование ненормативной лексики и иное умышленное нарушение установленного порядка заполнения бланка ответов недопустимо.

 

свернуть

Первый этап репетиционного тестирования.

Первый этап репетиционного тестирования (тестирование абитуриентов по учебным предметам за курс общего среднего образования) с предоставлением решений заданий теста для выполнения работы над ошибками по материалам Республиканского института контроля знаний будет проводиться в ГУО «Средняя школа №3 г.Столина» в соответствии со следующими датами:

20 ноября – русский язык, белорусский язык;

27 ноября – математика, химия, обществоведение, география;

04 декабря – физика, биология, история Беларуси, всемирная история новейшего времени, иностранные языки;

11 декабря – РЕЗЕРВНЫЙ ДЕНЬ по всем предметам.

Начало тестирования в 9-00.

Репетиционное тестирование будет проводиться по материалам, предоставленным УО «Республиканский институт контроля знаний». Обработка бланков ответов и расчет результатов будет осуществляться по технологии централизованного тестирования.

Обращаем внимание, что для участия в репетиционном тестировании участник должен зарегистрироваться: создать свой личный кабинет участника репетиционного тестирования на сайте УО «Республиканский институт контроля знаний».

Оплата за прохождение репетиционного тестирования осуществляется только посредством системы «Расчет» единого расчетного пространства (ЕРИП) Национального банка Республики Беларусь с указанием лицевого счета, полученного при регистрации в личном кабинете участника. Стоимость участия в репетиционном тестировании (в том числе за предоставление решений заданий теста для проведения работы над ошибками) составляет 8,20 (восемь рублей 20 копеек) за один учебный предмет.

Оплатить услугу необходимо в течение 24 часов с момента формирования заявки на участие в тестировании, но не позднее времени окончания регистрации:

16 ноября до 23-59 – на русский язык, белорусский язык;

23 ноября до 23-59 – на математику, химию, обществоведение, географию;

01 декабря до 23-59 – на физику, биологию, историю Беларуси, всемирную историю новейшего времени, иностранные языки;

08 декабря до 23-59на РЕЗЕРВНЫЙ ДЕНЬ по всем предметам.

Процесс регистрации для участия в РТ считается завершенным только после совершения им оплаты.

По окончании регистрации необходимо распечатать из системы пропуск(-а) на каждый сеанс тестирования, на который зарегистрировались. В случае отсутствия объективной возможности распечатать пропуск, нужно записать и взять с собой на тестирование номер регистрации, указанный на пропуске.

Согласно Правилам прохождения репетиционного тестирования, абитуриенту необходимо иметь при себе:

паспорт,

распечатанный пропуск,

гелевую (капиллярную) ручку с чернилами черного цвета,

калькулятор (при прохождении тестирования по физике и химии),

медицинскую маску.

 

 

 

свернуть

Падрыхтоўка да цэнтралізаванага экзамена.

Мерапрыемстава

Тэрмін

Адказны

1.

Арганізацыя і правядзенне ў Х-XI класах факультатыўных заняткаў па асноўных прадметах навучальнага плана

Жнівень-май

Намеснік дырэктара па вучэбнай рабоце Савонава А. В.

2.

Арганізацыя  і правядзенне ў  Х-XI класах стымулюючых і падтрымліваючых  заняткаў  па падрыхтоўцы навучэнцаў да ЦЭ

На працягу года

Настаўнікі прадметнікі

3.

Арганізацыя і правядзенне дадатковых заняткаў па падрыхтоўцы да ЦЭ (з гадзін АВР) па запытах навучэнцаў

На працягу года

Настаўнікі прадметнікі

4.

Правядзенне прафарыентацыйных індывідуальных гутарак з навучэнцамі і іх бацькамі

На працягу года

Савонава А.В.

Педагог – псіхолаг Наскевіч М.У., класныя кіраўнікі

5.

Правядзенне тэставых работ для вывучэння прабелаў у ведах вучняў і шляхоў іх ліквідацыі

кастрычнік

Настаўнікі прадметнікі

6.

Арганізацыя  псіхолага-педагагічнага суправаджэння навучэнцаў выпускнога класа

Падрыхтоўка і выпуск рэкамендацый для навучэнцаў і іх бацькоў па пытаннях псіхалагічнай гатоўнасці да ўдзелу ў ЦТ

На працягу года

Па асобнаму плану

Педагог – псіхолаг Наскевіч М.У.

Класныя кіраўнікі

7.

Кантроль за наведаннем  навучэнцаў XI класа дадатковых заняткаў па беларускай мове, матэматыцы, а так сама прадметах, абраных у форме ЦТ

На працягу года

Савонава А.В.

8.

Забеспячэнне ўдзелу навучэнцаў XI класа у трох этапах рэпетыцыйнага тэсціравання з наступным аналізам і карэкцыяй ведаў

На працягу года

Савонава А.В.

Настаўнікі прадметнікі

9.

Правядзенне агульнашкольнага і класных бацькоўскіх сходаў па пытаннях: “Змены ў правілах атэстацыі навучэнцаў”, “Аб правядзенні адзінага цэнтралізаванага экзамена”, “Вынікі удзелу ў рэпетыцыйным тэсціраванні”

Верасень,

Студзень

Сакавік

Класныя кіраўнікі

Савонава А. В.

10.

Удзел педагогаў у рабоце семінараў, пасяджэнняў раённых метадычных фарміраванняў па вучэбных прадметах па пытаннях правядзення ЦЭ.

На працягу года

Савонава А.В.

Настаўнікі прадметнікі

11.

Аналіз якасці ведаў навучэнцаў ХІ класа па прадметах навучальнага плана, па якіх навучэнцы здаюць ЦТ дзля карэкцыі працы  настаўнікаў-прадметнікаў

Лістапад, студзень, сакавік

Савонава А.В.

Настаўнікі прадметнікі

12.

Правядзенне  кантрольных работ у XI класе па матэматыцы, беларускай, рускай мовам  ў тэставай форме і дакладны аналіз іх вынікаў

Сакавік

Настаўнікі прадметнікі

13.

Абнаўленне банка інструкцыйна-метадычных дакументаў, якія рэгламентуюць арганізацыю і правядзенне выніковай атэстацыі,  і цэнтралізаванага экзамена і тэсціравання

Пастаянна

Савонава А. В.

14.

Кантроль за станам работы па падрыхтоўцы навучэнцаў да здачы выпускных экзаменаў  

сакавік

Савонава А. В.

15.

Размяшчэнне і абнаўленне інфармацыі па падрыхтоўцы да ЦЭ на афіцыйным сайце ўстановы адукацыі

На працягу года

Савонава А. В.

Ракавец Г.Р.

Наскевич М.У.

16.

Правядзенне інструкцыйна-метадычных нарад з настаўнікамі – прадметнікамі па пытаннях падрыхтоўкі да ЦЭ

На працягу года

Савонава А. В.

17.

Афармленне матэрыялаў падрыхтоўкі да ЦЭ у вучэбных кабінетах

Верасень, кастрычник

Педагогі, адказныя за арганізацыю і і выкананне работы па навучанню ў вучэбных кабінетах

 

свернуть