3 класс

Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста

Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста


                Воспитание трудолюбия – сложный, кропотливый процесс, требующий большого терпения.
С поступлением в школу ребенка надо учить самообслуживанию, а не освобождать от него: требовать от ребенка уборки своей постели, приучать следить за порядком на рабочем столе, в портфеле, убирать и чистить свои вещи.
       В труде, даже в простом домашнем, у ребенка развиваются многие ценные качества, которые будут нужны ему в учебе и в жизни. Это и точность движений, и аккуратность, и исполнительность, и самостоятельность, и многое другое. А главное – это сознание своей силы, чувство удовлетворения, радость труда.
      Мы хорошо знаем, - насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик, которые не умеют обслуживать сами себя, а всегда нуждаются то в няньках, то в дружеской услуге, то в помощи, а если им никто не поможет, живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растерянно.
       Имеют ли ваши дети какие-нибудь поручения в семье? Ведь посильная работа в семье всегда найдется для них: сходить в магазин за хлебом и молоком, подмести в комнатах, вымыть посуду, держать в порядке свой уголок.
       Детям нужно знать, что трудиться нелегко, что папа и мама устают на работе, поэтому результаты труда людей надо беречь. Желательно, чтобы дети знали, где и кем работают их родители, какую пользу приносит их труд. Важно, чтобы все разговоры в семье о работе родителей, о делах других людей были проникнуты уважением к труду, чувством гордости трудящегося человека.
Одним из главных условий, обеспечивающих успешную подготовку детей к труду, является постоянный интерес самих родителей к школьным делам ребенка, к его участию в домашней работе и самообслуживанию.
       Родители могут поправить ребенка, оказать ему нужную помощь, осудить за плохое качество работы, подбодрить при неудачах или одобрить при первом успехе. Особенно большое воспитательное значение имеет одобрение и поощрение хороших начинаний детей, их полезных дел. Младшие школьники очень нуждаются в постоянной дружеской поддержке со стороны взрослых.
         Еще в дошкольном возрасте родители, как правило, приучают детей к самообслуживанию. Иногда, правда, некоторая естественная беспомощность дошкольников надолго задерживается в сознании отдельных родителей, и они продолжают опекать не только семилеток, но и детей старшего возраста. Дело доходило до того, что у ребенка нет не только постоянных поручений по дому, но и не сформированы элементарные навыки самообслуживания. Он не может убрать свою постель, самостоятельно одеться, сложить в портфель школьные принадлежности и т. д. сами того не понимая, родители закладывают в своем ребенке инфантилизм и эгоизм.

       Трудовое воспитание начинается с бытового труда. Безусловно, надо понять главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, они воспитывают привычку трудиться, а вместе с ней привычку заботиться о близких, воспитывают в детях чуткость и отзывчивость.
        Родители должны внушать детям, что любой труд, направленный на пользу людям, благороден.
        У младшего школьника должны быть постоянные обязанности, так как это способствует воспитанию у ребенка ответственности и самоуважения. Домашний труд, формирующий трудовые привычки, не должен быть эпизодическим. Трудовые навыки вырабатываются путем постоянных упражнений и повторений. Плохую услугу своим детям оказывают те родители, которые оберегают детей от домашних обязанностей.
          Приучая детей к выполнению трудовых поручений по дому, родители должны понимать, что нельзя принуждать к труду. Вряд ли от работы из-под палки будет прок. Попытайтесь доходчиво объяснить сыну или дочери, как важно для семьи сделанное им дело. И еще одно важное правило – нельзя наказывать ребенка трудом, у него не должно сложиться убеждение, что труд – это наказание.
         Перед родителями стоит еще одна очень важная и сложная задача, от правильного решения которой зависят и физическое развитие, и расцвет всех сил ребенка. Родителям необходимо быть внимательными к играм своих детей. В игре дети развиваются, в игре ребенок как бы преображается, он вырастает в своем собственном представлении, приобретает веру в себя, в свои силы: он летчик, врач, учитель, солдат и т.д.
         Понимание родителями необходимости  игры в жизни детей должно научить их смотреть на игру не как на пустую забаву, а как на важную в жизни ребенка деятельность.
        О чем родители должны позаботиться? Прежде всего, о том, чтобы у ребенка был отдельный уголок, где он мог бы расположиться, держать в порядке свои игрушки, развернуть свои игры, никому не мешая, не вызывая ни с чьей стороны окриков.
        Не следует покупать детям все новые и новые игрушки. Если игрушек много, ребята теряют к ним интерес и не берегут их. Но нельзя и выбрасывать старые игрушки – часто они бывают самыми любимыми.
        Как это важно – уметь играть! Для хорошей, интересной игры обязательно нужно общество детей, иногда и взрослых. Как играть взрослому с ребенком? Можно научить ребенка игре, а играть представить со сверстниками. Достаточно один раз показать ребенку, как его любимая кукла становится то Красной Шапочкой, то Снегурочкой, то Машенькой, пришедшей в гости к трем медведям, и он сам найдет для нее бесконечное количество ролей, привлечет к игре все свои игрушки. А начнут с ним играть друзья, они внесут свое, новое, придумают столько вариантов действия, что одному никогда не додуматься до этого.
         Доставляет удовольствие детям и игра со взрослыми: мамой, папой, старшим или младшим братом и сестрой.
Результатом игры являются более глубокие представления детей о жизни и деятельности взрослых людей, об их обязанностях, переживаниях, мыслях и отношениях. Кроме этого, игры способствуют формированию товарищеских чувств, гуманных отношений к людям.
       Важнейшим результатом игры является глубокая эмоциональная удовлетворенность детей самим процессом игры. 

 

 


       Родителям на заметку:

  • Давая поручения ребенку, подумайте, по силам ли оно ему.
  • Уважайте своего ребенка. Заранее договаривайтесь с ним о тех домашних делах, которые он должен сделать. Ведь у сына или дочери могут быть свои важные дела.
  •  Не забывайте хвалить за хорошо выполненные поручения. Если вы не удовлетворены результатом выполненной ребенком работы, не спешите высказать ему свое недовольство. Попытайтесь понять причину, подскажите ребенку, как это сделать лучше в следующий раз.
  • Старайтесь быть последовательными в своих требованиях.
  •  Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите ему образец правильного выполнения поручения. Научите этому своего ребенка, несколько раз выполняйте это поручение вместе.
  • Почаще используйте игровые моменты в трудовом воспитании.
  • Учите ребенка уважать труд людей, бережно относится к результатам их труда. Рассказывайте детям о своей работе, о работе своих близких, друзей.
  • Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.
  • Не платите деньги за выполнение детьми повседневных обязанностей. Подумайте, как поступит ваш ребенок, если вам ему будет нечем заплатить, например, за мытье посуды.
свернуть

Беседа «Главные правила здорового образа жизни»

 

«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того, чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.
Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, заклад

«Главные правила здорового образа жизни»

«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того, чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.
 То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.


 Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.
Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.
Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ.

Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.
Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!"..


Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:


- знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;
- умение правильно строить режим дня и выполнять его;
- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
- умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, садик/школа, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;
- знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
- умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;
- понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;
- умение правильно строить режим дня и выполнять его;
- знание основных правил рационального питания с учетом возраста;
- понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;
- знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
- знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;
- знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;
- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
- умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;
- название лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни.
Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:
- положительная динамика физического состояния вашего ребенка;
- уменьшение заболеваемости;
- формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;
- снижение уровня тревожности и агрессивности.

 

свернуть

Беседа «Эффективное общение в семье – залог успеха школьника»

Беседа «Эффективное общение в семье – залог успеха школьника»

 

Наша цель состоит не в том, чтобы научить их общаться спокойно и уважительно. Согласитесь, если на смену капризам придет отчуждение между родителями и ребенком, то ситуация в семье станет еще более напряженной.

Наша задача — заменить непослушание открытым и уважительным диалогом, который будет полезен как взрослым, так и детям. Именно родители должны показать детям пример спокойного и уважительного общения. Чтобы полностью избавиться от нытья и капризов, вы должны предложить детям новый способ общения. Но помните, что ребенок берет пример с родителей, поэтому вы тоже должны работать над собой. Относитесь ко всем членам семьи как к друзьям или коллегам — спокойно и уважительно. Помните, что отношения между родителями оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. К сожалению, очень немногим посчастливилось вырасти в семье, где родители и дети уважали и любили друг друга. Родные люди нередко причиняют друг другу боль. Некоторые могут позволить себе в словах и поступках со своим мужем (женой) или ребенком такое, чего никогда не позволили бы в отношениях с малознакомым человеком. Как же изменить отношения в семье? Начните с простого — задумайтесь, как вы разговариваете с другими членами семьи.

Существует три способа взаимодействия с окружающими, которые соответствуют принципам воспитания:

• агрессивный (автократичный);

• пассивный (всепозволяющий);

• эффективный (демократичный).

Многие считают, что добиться своего можно только посредством агрессии. Они кричат, требуют, запугивают, приказывают и оскорбляют. Есть люди, которые постоянно ведут себя подобным образом, и те, кто прибегает к таким методам только в крайних случаях. Каждый хотя бы раз срывался в ответ на капризы или нытье детей. Если проанализировать подобные случаи, вы заметите, что ничего хорошего этим не добились: ребенок либо отвечал тем же, либо замыкался и мстил при первой же возможности.

Второй неэффективный принцип взаимодействия с окружающими — вседозволенность. Те, кто его придерживается, не могут настоять на своем, взять инициативу в свои руки и всегда находят этому оправдание. Иными словами, такие люди позволяют вить из себя веревки. Их не уважают ни муж (жена), ни дети. Пассивные родители часто прибегают к агрессии, когда ребенок выводит их из себя.

Эффективный (демократичный) стиль общения основан на самоуважении. Вы сами устанавливаете границы дозволенного и определяете, как окружающие должны к вам относиться. При этом вы также с уважением относитесь к окружающим. Эффективному общению нужно учиться. Мы предлагаем две основные формулы эффективного общения.

Первая: вы просто сообщаете, что сделаете (или чего не будете делать) в случае непослушания. Эта формула широко используется при предупреждении последствий плохого поведения. При этом нужно быть кратким, уверенным, говорить уважительным тоном и сохранять спокойствие.

Вторая формула эффективного общения пригодится тогда, когда вам нужно серьезно поговорить с ребенком (или с любым другим человеком). Формулы эффективного общения помогут вам значительно улучшить отношения между членами семьи. Но подготовьтесь к тому, что изменить поведение будет не так-то легко. Прежде всего помните, что перед вами стоит сразу две задачи:

 • С помощью принципов последствий прекратить нытье.

• Сделать так, чтобы на смену нытью пришел открытый и уважительный диалог. И родители, и дети должны научиться разговаривать друг с другом спокойно, с любовью и заботой, даже на самые проблемные темы.

Используя формулы эффективного общения, вы прямо и в уважительном тоне выражаете собеседнику свои чувства, мысли и жизненные установки. На первый взгляд все очень просто, но на самом деле будьте готовы приложить немалые усилия, чтобы воплотить в жизнь принципы эффективного общения. Формулы эффективного общения — это не только ценный воспитательный прием. Применяя их, вы научите детей быть честными и открытыми, выражать свои чувства и желания. Все дети проходят период, когда им нужно проверять границы дозволенного и испытывать терпение родителей. Даже если ваш ребенок не закатывает истерик, вы можете предотвратить плохое поведение, показав, что вы его не потерпите. Родителям стоит заранее обсудить с детьми некоторые вопросы и объяснить им, почему нельзя обижать других малышей, оскорблять их, сквернословить, обманывать. Детям следует объяснить, почему вы против плохих компаний, что будет, если они придут домой позже назначенного срока или отправятся туда, куда ходить запрещено, почему нельзя курить и употреблять спиртное. Такие вопросы нужно обсуждать с детьми заранее и объяснять, какого поведения вы от них ожидаете и какие последствия будут результатом непослушания.

Также не забывайте, что формулы эффективного общения — это только один из способов донести свою мысль до сознания ребенка. Родители должны сохранять спокойствие, твердость и уважительный тон независимо от характера проступка и серьезности проблемы. Начинать можно с самого раннего возраста, но формулы эффективного общения помогут наладить взаимопонимание даже со взрослыми детьми. Когда вы начинаете применять принцип последствий с подростками, будьте готовы к громким протестам, поэтому тщательно подбирайте выражения и будьте немногословны. Старайтесь говорить как можно меньше и только по теме, не повышая голос, не выражая недовольства и не высмеивая ребенка. Вас, конечно же, терзают совершенно естественные сомнения. Это понятно, ведь всем родителям хочется, чтобы их дети хорошо учились. Поэтому в такой ситуации вы разрываетесь между желанием научить ребенка отвечать за свои поступки и стремлением спасти его от последствий проявленной безответственности. Но подумайте, как он научится быть самостоятельным и выполнять обязательства, если будет все время надеяться на волшебную палочку-выручалочку — поддержку мамы и папы? Также помните о том, что в воспитании вы должны быть последовательными. Невозможно одновременно сохранять твердую позицию и уступать там, где дело касается школы. Это никому не принесет пользы. Вам следует сохранять твердость, а ребенок должен научиться думать о последствиях своих поступков. Поверьте, что, столкнувшись с таким ответом несколько раз, ребенок усвоит, что не родители, а он сам несет ответственность за свои поступки.

 Большинство детей, к удивлению родителей, абсолютно адекватно реагируют на обращение к ним в спокойном и уважительном тоне, без упреков, критики и запугиваний. Нужно просто сказать, что было не так, и попросить в будущем вести себя иначе. При этом родители выражают уверенность, что в следующий раз ребенок будет вести себя лучше, а это очень важно. Детям нужно дать почувствовать, что родители ждут от них хороших, разумных поступков. Если ребенок не воспринимает ваше обращение, начинает пререкаться или переходит к обвинениям, займите нейтральную позицию и выйдите из комнаты. Вы должны сохранять спокойствие и твердость, не нужно закатывать глаза, тяжело вздыхать, сердиться или запугивать ребенка. Показывая свое раздражение и злость, вы опускаетесь до уровня капризного ребенка. Если вы платите ему той же монетой, то позволяете капризам перерасти в настоящую истерику, когда разумные доводы бесполезны и бессильны.

Вы, как родители, в первую очередь должны научиться контролировать свои эмоции. Это единственный способ научить своих детей общаться без нытья, оскорблений, криков и запугиваний. Только так можно побороть их плохое поведение. Помните: дети берут пример с родителей. Не поддаваясь манипулированию и не вступая в ссоры, вы учите ребенка уважать себя и других. Важно осознать, что дети не могут стать вежливыми и послушными сами по себе. Но если они будут видеть перед собой положительный пример, то рано или поздно начнут ему следовать. Оставайтесь верными идеям, и будьте готовы следовать им, даже не получая немедленных результатов. Учиться уважительному общению нужно всем, потому что именно оно помогает укрепить отношения в семье. 

свернуть

Консультация «Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение»

Консультация

«Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение»

Почему ребенок плохо учится?

Этот вопрос волнует и семью, и школу. Рассмотрим основные психологические причины школьной неуспеваемости здоровых детей, а также остановимся на описании той помощи, которую может оказать учитель и родители в их преодолении. Речь идет о стойкой неуспеваемости, а не о тех отдельных случаях, когда в силу каких-либо причин (болезнь, домашние обстоятельства и пр.) школьник не усвоил какой-то раздел учебной дисциплины и получил неудовлетворительную оценку. К неуспевающим мы будем относить также и «троечников», некачественно, поверхностно и с пробелами усваивающих школьную программу.

В чем причины, порождающие неуспеваемость учащихся?

Основная причина неуспеваемости прежде всего в недостатке волевых и некоторых нравственных качеств детей, отсутствием усердия и прилежания. В основе неуспеваемости лежит не одна причина, а несколько, и довольно часто они действуют в комплексе. Бывает и так, что на первоначальную причину неуспеваемости ученика наслаиваются новые, вторичные причины как следствие отставания в учебе. Эти причины также могут быть разнообразными, потому что школьники не одинаково реагируют на свою неуспеваемость.

На первых этапах обучения в младшем школьном возрасте любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить общественно значимую деятельность — с другой, определяют положительное отношение к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по поводу полученных оценок. Отставание в учении, плохие оценки чаще всего остро, до слез переживаются детьми.

Кроме того, отношение к оценке зависит от личностных особенностей школьника, таких, как мотивация, взаимоотношения с учителями, родителями, учащимися, характера самооценки и др.

Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости:

недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова,

недостатки в развитии мотивационной сферы детей.

Анализируя причины первой группы, речь о тех случаях, когда школьник плохо понимает, не способен усваивать качественно школьные предметы, не умеет на должном уровне выполнять учебные действия (несформированность приемов учебной деятельности, недостатки мыслительной сферы ребенка, неправильное использование им своих индивидуальных особенностей, проявляемых в познавательной деятельности).

 

 

Мышление является важнейшим среди психических процессов, определяющих успешность учения школьников.

Именно недостатки в развитии мышления, а не памяти и внимания являются наиболее распространённой психологической причиной неуспеваемости школьника.

         Определенные трудности при усвоении учебного материала создают возрастные и индивидуальные особенности мыслительной деятельности неуспевающих младших школьников:

- конкретность мышления (она затрудняет понимание школьником переносного значения слов и словосочетаний, пословиц, аллегорий; математического содержания задачи в связи с сосредоточенностью на ее сюжетной стороне);

- синкретичность мышления (отсутствие необходимого и достаточного анализа всех данных, что приводит к неправильным умозаключениям и ошибочным решениям задач);

- недостаточная обобщенность мышления (обусловливает затруднения при образовании понятий, которые основываются на выделении существенных признаков в учебном материале);

- однолинейность мышления (т.е. прикованность к какой-либо одной стороне рассматриваемого предмета или ситуации, неумение видеть и удерживать в сознании одновременно разные стороны, различные признаки одного и того же предмета, неумение оперировать одновременно всеми нужными для решения задачи данными, обусловливает решение задачи только одним способом);

- инертность мыслительной деятельности (приводит к образованию шаблонов мышления, к стереотипности действий, несмотря на изменение условий; может затруднять переход от прямого способа действий к обратному; проявляться в трудностях при переводе из одной формы в другую, например, из буквенной формы в цифровую).

Недостатки мыслительной деятельности влекут за собой недочеты памяти и внимания. Слабоуспевающие ученики не имеют рациональных приёмов запоминания, но эти недостатки памяти неразрывно связаны с недостатками в развитии мышления. Например, слабоуспевающие дети показывают хорошие результаты при запоминании слов, чисел, доступного им по содержанию текста, близкого их жизненному опыту, но при запоминании текста, где нужно использовать логическую, опосредованную память, тесно связанную с процессом мышления, они дают худшие результаты по сравнению с другими детьми одного и того же класса.

В основе школьных трудностей учащихся, связанных с «плохой» памятью лежит неумение выделять в учебном материале существенное, поэтому неуспевающий ученик вынужден запоминать весь материал, что является малоэффективным. Точно также при выполнении специальных заданий на внимание, не требующих логической обработки, неуспевающие ученики дают результаты не хуже тех, которые получают их товарищи по классу. Низкая концентрация внимания у этих школьников обусловлена тем, что они в силу особенностей своего мышления не вовлечены в активную учебную работу, им трудно в ней участвовать.

Проанализируем причину неуспеваемости, заключающуюся в не сформированности правильных приемов учебной деятельности.

Учебная деятельность, как и всякая другая, требует владения определёнными навыками и приёмами. Счёт в уме, списывание букв по образцу, заучивание стихотворения наизусть – даже такие с точки зрения взрослого человека несложные действия можно выполнять не одним, а несколькими способами, но не все они будут правильными и эффективными.

Школьник не всегда умеет на должном уровне выполнять учебные действия. Об этих учащихся можно сказать, что они не умеют по-настоящему учиться. Главное в работе с ними - учить учиться. Неуспеваемость, связанная с неадекватными способами учебной работы, может носить ярко выраженный избирательный характер и проявляться только по отношению к отдельным учебным предметам или даже разделам школьной программы. Но она может иметь и более общий характер и проявляться в пробелах и недостатках усвоения многих или всех учебных дисциплин. Если не обратить внимания на неправильные навыки и приёмы учебной работы, они могут закрепиться и привести к стойкому отставанию школьника в учёбе.

Младший школьник часто не в состоянии самостоятельно найти адекватные способы учебной работы. Ученик интуитивно находит с помощью проб и ошибок не самые эффективные способы выполнения учебных действий. К числу наиболее распространённых неправильных и малоэффективных способов учебной работы можно отнести: заучивание без предварительной логической обработки материала, выполнение различных упражнений без предварительного усвоения соответствующих правил, многократное повторение материала и др.

Конкретная психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит также и в несформированности процессов самоконтроля.

Ко второй группе причин неуспеваемости исследователи относят несформированность у школьника положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности.

Как метод мотивирования школьников можно рекомендовать показывать детям, где и как они могут использовать знания, полученные в школе. Это может делать и учитель, и родители.

Родителям можно порекомендовать, приобщать ребенка к своим интересам, выявлять его собственные увлечения, поддерживать и развивать познавательные интересы ребенка, даже если, казалось бы, они не связаны со школьными предметами. Широкий круг занятий позволит ребенку почувствовать свои возможности, узнать, где, в каких видах деятельности они проявляются.

Выражать доверие к возможностям ребенка, оказывать дозированную помощь при подготовке домашних заданий, так как наличие постоянного и легкого успеха, также как и повышенный непреодолимый уровень трудности заданий, может привести к снижению мотивационной активности ребенка и его готовности к дальнейшему усовершенствованию своей работы.

Родителям необходимо помнить:

1. Ребенок остается ребенком и в школе, и дома. Ему хочется поиграть, побегать, и нужно время, чтобы он стал таким сознательным, каким его хотят видеть взрослые.

2. В школе и дома должна осуществляться особая организация обучения. Необходимо:

-уменьшить количество и интенсивность отвлекающих факторов;

-задачи ставить ясно и четко;

-обучить приемам и способам учебной деятельности, научить ребенка пользоваться словарями, книгами, объяснить необходимость хорошо знать правила, отработать навыки их применения; содействовать развитию умственных способностей и познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи и др.).

3. Важно обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, т. е.:

-иметь представление о его проблемах и достижениях и верить, что он обязательно преуспеет в жизни;

-повышать уверенность ребенка в себе и поощрять к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома;

-способствовать развитию самоуважения, формировать реалистичную самооценку: чаще хвалить, соотнося похвалу с реальными достижениями; при этом важно сравнивать успехи ребенка с его предыдущими результатами, а не с успехами других детей;

-относиться к детям с теплотой и любовью, используя при этом методы поддержания дисциплины; при таком воспитании дети знают границы дозволенного и одновременно чувствуют себя в безопасности, понимают, что они желанны и любимы;

-постоянно общаться с детьми: читать книги, внимательно выслушивать и регулярно разговаривать с ними; родителям важно поддерживать интерес детей к познанию и исследованию и самим служить примером во всем.

свернуть

Консультация "Как выявить и развить способности детей?"

Консультация

Как выявить и развить способности детей?

Способности – это индивидуально-психологические качества личности, которые предусматривают и обеспечивают успешность выполнения определенной деятельности. Способности – это качества, полученные в результате всестороннего развития, которые проявляются и формируются в процессе различных видов деятельности. Однако довольно часто способности путают с задатками.

Задатки – анатомо-физиологические особенности нервной системы, которые служат базой для формирования тех или иных способностей.

Интеллектуальные способности

Хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей. Легко и быстро схватывает новый материал. Задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов. Обладает чувством собственного достоинства и здравым смыслом, рассудителен, расчетлив. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни. Хорошо развиты различные виды интеллектуальной деятельности, главным образом восприятие, память, мышление.

Спортивные

Такие детки, как правило, демонстрируют успехи в разных видах спорта, отлично владеют своим телом. В будущем могут стать чемпионами, танцорами, артистами цирка. Он очень энергичен и все время двигается. Он смел до безрассудности и не боится синяков и шишек. Лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно. Кажется, что он никогда всерьез не устает. Чувство уверенности в собственных силах. Хорошо развиты навыки общения (командные виды спорта). Умение побеждать, проигрывать и соперничать.

Танцевальные

Свободно и уверенно танцует под любую музыку и получает от этого несравнимое удовольствие. За короткое время способны разучить, наработать и закрепить не только базовые техники, но и без труда могут блеснуть на любом утреннике и развлечении. Обладает легкостью, изяществом, красотой линий, артистизмом, силой ног и красивой осанкой. Настроенность на музыку, импровизация движений. Отражение эмоционального состояния в мимических движениях. Характерность и законченность образа. Стремление использовать дополнительные предметы в танце. Создание оригинального образа.

Технические

Интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами. Может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находить оригинальные решения. Любит и умеет рисовать, «видит» чертежи и эскизы механизмов. Интересуется специальной, даже взрослой технической литературой. Способность воплощать идеи и мысли, задуманного плана. Планирует будущую работу, развит самоконтроль за своим и действиями в процессе выполнения работы.

Художественные

Таким детям присущи наблюдательность, впечатлительность. Не находя слов или захлебываясь, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение. Содержательность формы, законченность образа, выразительность рисунка, метафоричность изображения. В своих рисунках и картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливаются» на изображение чего-то вполне удавшегося. Серьезно относятся к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень сосредоточенным, когда его внимание привлекается какое-либо произведение искусства или пейзаж.

Литературные

Рассказывает о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряя основную мысль. Любить фантазировать или импровизировать на тему действенного события, причем придать событию что-то новое и необычное. Изобретает персонажи своих фантазий интересными, очеловеченными. Любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни. Эмоциональная отзывчивость произведения разных жанров. Принимает активное участие в рассказывании знакомых произведений. Потребность слушать чтение и рассказывание. Интерес не только к детской литературе.

Музыкальные

Если ребенок обладает отличным слухом – это еще не одаренность. Одаренность выражается в понимании музыки, либо во «внутреннем слухе» - такие люди сочиняют музыку, либо делают аранжировки, оркестровые переложения. Эмоционально отзывается на музыку. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, внимательно вслушивается в них, легко запоминает; поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение. Сочиняет свои собственные мелодии.

Артистические

Часто выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями. Меняет тональность голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает. С большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые. Богатое воображение, чувство гармонии, вкуса.

Социальные

Уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят. Имеет чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свободы (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки). Уважение и терпимость к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам. Чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово. Социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Как выявить способности у ребенка?

Даже, несмотря на нехватку времени, старайтесь привлекать малыша к различным видам деятельности: играйте вместе в игры, разговаривайте, берите с собой на кухню, грядку или в мастерскую. Пусть ребенок помогает вам во всем, а если у него что-то не получается, наберитесь терпения. Если же видите, что малыш с чем-то хорошо справляется, обязательно похвалите маленького помощника.

Проводя больше времени вместе, вы сможете обратить внимание на виды деятельности, которыми больше интересуется ребенок, поведение до начала выполнения задания (повышенный интерес, радость, восторг) и во время работы, а также возникает ли желание вернутся к начатому делу после отдыха.

Таким образом, лучше изучив своего ребенка, вы выявите его способности и предпочтения. А зная это, сможете создать благоприятные условия для развития потенциальных способностей и задатков.

1. Никогда не «откупляйтесь» от детей дорогими подарками или деньгами, ребенок должен чувствовать поддержку и внимание со стороны родителей.

2. При обучении и воспитании применяйте различные методы, ведь однообразие утомляет. Если, скажем, на сегодня у вас запланирован английский язык для детей, то завтра малышу будет скучно продолжать изучение иностранного языка. Но на следующий день ребенок с удовольствием поиграет с вами в игру на засвоение материала.

3. Не лишайте детей детства: позвольте им играть игрушками, читайте сказки, разговаривайте с ними, создайте все условия для высвобождения энергии. Эти виды деятельности способствуют развитию эмоциональной и умственной сферы.

4. Не контролируйте во всем ребенка, у маленького человечка должны быть свои важные дела. Таким образом ребенок научится думать, а не просто выполнять указания.

5. Никогда не говорите фраз типа: «ты бездарь», «заткнись», «у тебя ничего не выйдет», в таких случаях ребенок может замкнуться в себе. Следует также помнить, что ребенок, какими бы задатками и способностями не обладал, не сможет стать талантливым математиком, музыкантом или художником, если не будет целенаправленно, старательно и упорно заниматься соответствующей деятельностью.

свернуть

Беседа "Значение школьной отметки в жизни ребенка"

Беседа

Значение школьной отметки в жизни ребенка

 

“Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

Эта притча созвучна с данной темой. Ведь в наших руках возможность создать такую атмосферу дома и в школе, в которой дети будут чувствовать себя уверенно и спокойно. Для этого, прежде всего, учитель и родители должны действовать сообща, придерживаться единых требований и быть единым целым.

У многих ассоциации к слову «Школа» - отметка или даже конкретно: десятка, двойка. Да, но к сожалению, не могут все быть отличниками. Ведь главное в жизни не знание, а умение его применить.

Так что же такое оценка и отметка?

Оценка – словесное выражение. Толковый словарь Ожигова: «Мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь, чего-нибудь».

Отметка – цифровое выражение. Толковый словарь Ожигова: «знак, обозначающий в учебной системе оценку знаний учащихся».

Ребенок должен понять, что учится для себя, а не для родителей. Необходимо сформировать у ребенка определенную мотивация к обучению. Некоторые родители "выколачивают” отметки из своих детей, заставляя их трудиться по пять часов. В результате у ребенка не останется времени для прогулки, а она необходима. Подобное "усердие” под вашим нажимом, дорогие родители, это вы знаете сами, не только переутомление ребенка, но и быстрая потеря интереса к учению. Нет, не всегда нам нужно стремиться к тому чтобы у ребенка в тетради были одни "10”.

Свои требования вы должны соизмерять с его возможностями. И глупо из-за своего честолюбия настаивать на том, чтобы дети приносили только "10”. Это может не только повлиять на здоровье, но и привести к тому, что у ребенка появиться нездоровое честолюбие и другие скверные черты. Например, когда после "10” вдруг полученная "8” вызывает слезы! Или когда ребенок надувает губы, если тетрадь его не лежит первой! За этими поступками скрываются черты эгоизма.   Правда, пока еще едва заметные. Несколько слов хочу сказать о детях, у которых устает рука при письме, им надо больше рисовать, вырезать, мастерить. А вместо этого дома заставляют переписывать одну и ту же работу по 5-6 раз. Иногда некоторые из родителей, чтобы улучшить отметку чада, сами подправляют неудачные буквы, а иногда, это уже совсем выходит за рамки, пишут всю работу. Отбросьте, пожалуйста, ложное самолюбие, не пугайтесь”3” и, самое главное, не учите ребенка лгать!

 

Помните, что наказывая ребенка, вы не повысите его успеваемость, но можете его нравственно искалечить, озлобить, сделать лживым, трусливым, а иногда упрямым и грубым. В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Первые оценки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не оценки, необходимо определиться, прежде всего нам самим. Отношение ребенка к оценкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об оценках и бурно реагируем на плохие, для ребенка оценка станет основной частью школьной жизни.

 

Памятка для родителей

«Как относиться к отметкам ребенка»

- Учите ребенка критически оценивать себя и свои поступки (посмотреть на себя со стороны), а не только критиковать своих одноклассников и учителя. Помогайте и ободряйте.

-Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.

- Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания и умения, которые он сможет приобрести в результате упорного ежедневного труда.

- Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради Вашего душевного спокойствия. Не учите ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

- Никогда не выражайте вслух сомнения по поводу объективности выставленной оценки. Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь разобраться в ситуации. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребенка.

- Поддерживайте собственного ребенка в его победах, устраивайте праздники по случаю получения хорошей отметки. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать

- Давайте ребёнку возможность «блеснуть» своими достижениями, пусть даже самыми малыми.

- Избегайте в своей речи фраз: «Ты как всегда всё перепутал! Вечно у тебя всё не получается!» Такими словами вы убеждаете ребёнка, что все его попытки что-то сделать всегда были неудачными.

- Избегайте разговоров на тему, что все в вашей семье были отличниками, и единственная приемлемая отметка – это пятёрка.

 

- «Двойка» – достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых попреков.

- Показывайте ребёнку, что вы рады даже «небольшим», с вашей точки зрения, его успехам.

- Хвалите – исполнителя, критикуйте – исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым.

- Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

- Не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

- Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель - первый союзник и друг вашей семьи.

- Обязательно посещайте все занятия и собрания для родителей.

- Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка, спрашивая, что он узнал нового, чему научился, а не только, что получил.

- Регулярно контролируйте выполнение ребенком домашнего задания, помогайте иногда, если ребенок испытывает затруднение, но не делайте работу за него.

- Помните, что мы ребёнка любим безусловно, а не за отметки, которые он принёс (нас дома ведь ждут не только в день зарплаты...)

У оптимистичных родителей - оптимистичные дети, а оптимизм - защита от тревожности!

Уважаемые родители, просьба ответить на следующие вопросы:

Анкета для родителей № 1.

Я знаю, что школьная отметка – это…

Я говорю своему ребёнку, что школьная отметка – это…

Когда мой ребёнок идёт в школу, то я прошу его…

Когда мой ребёнок идёт в школу, то я требую от него…

Когда мой ребёнок идёт, в школу я желаю ему…

Когда мой ребёнок получает хорошую отметку, то я…

Когда мой ребёнок получает плохую отметку, то я…

  

Анкета для родителей № 2.

Отметьте, пожалуйста, фразы, которые вы чаще всего используете со своим ребёнком, анализируя его учение.

Что ты сегодня получил?

Ничего, не расстраивайся, у нас есть ещё время всё исправить.

Я так и знала. И в кого ты такой уродился?

Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!

Ты ведь умница! И в следующий раз учительница в этом убедиться.

Сколько можно тебе это объяснять?

Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь всё сделать самостоятельно?

Кто – нибудь получил отметку лучше, чем ты?

Садись и учи ещё раз, а я потом проверю!

Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.

Знаешь, когда я была маленькой, мне тоже этот материал давался с трудом.

Давай ещё раз заглянем в учебник. Я думаю, это нам поможет.

Вот так и будешь на «двойках» и «тройках» ехать.

Вот придёт отец! Он тебе покажет за двойку!

Посмотри, как я учился! А ты?

свернуть

Лекция "Психологические и физиологические особенности третьеклассников"

Лекция

Психологические и физиологические особенности третьеклассников

К началу третьего класса у ребенка уже сформирован отчетливый образ хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо делать, чтобы соответствовать этому образу, однако в результате в какой-то степени утрачивается детская непосредственность, индивидуальные особенности ребенка несколько стираются, снижаются творческие возможности. Все это ослабляет его контакт с той важной составляющей личности, которую психологи называют внутренним ребенком.

Взрослые в этот период обычно удовлетворенно отмечают стабильную способность детей выполнять стандартные задания, умение действовать по образцу. Но, как правило, они не замечают, что эти качества утверждаются в ребенке за счет обеднения фантазии, снижения изобретательности, оригинальности восприятия. Родители, педагоги и психологи констатируют уровень развития мышления, памяти, внимания детей, упуская из виду упадок воображения, снижение креативных способностей. Однако это — явление временное и обратимое, если вовремя начать работу по актуализации творческих способностей детей.

Другая важная особенность этого возраста качественные изменения во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми — учителем и родителями. К этому времени учитель в сознании детей во многом утрачивает свой идеальный образ. Дети начинают смотреть на него более реалистично, однако при этом «идеал» может полностью разрушиться, уступив место пренебрежительному отношению, своеобразному «нигилизму». Внутреннее отдаление от авторитета учителя может вызвать в душе ребенка страх перед ним либо злость и обиду.

Сходный процесс идет и в отношении родителей. Дети должны научиться воспринимать их как живых людей со всеми достоинствами и недостатками, не переставая любить. Ребенок привыкает к тому, что самые близкие люди имеют право иногда уставать или сердиться, могут порой допустить несправедливость, нечаянно обидеть, быть невнимательными. Но при этом они любят ребенка не меньше, чем в благоприятные моменты. Ведь они, как правило, способны вовремя простить ребенка и сами попросить прощения. Дети тоже понемногу учатся налаживать отношения, делать шаги навстречу близким людям при трудностях в общении, дорожить ценностью установившихся привязанностей.

 

Важной остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями становятся в этот период более значимыми, нежели впервые два школьных года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Формула «кого любит учитель, того и я люблю» утрачивает свою актуальность. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями: «Я хороший, если у меня есть друзья, если меня уважают в классе».

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.

Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями.

Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти.

Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением. Эти изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников должны быть активно использованы в развивающей работе с детьми. В беседе с родителями психологу важно подчеркнуть, что именно они могут оказать существенную помощь в проведении такой работы, направленной на реализацию значительных потенциальных возможностей детей этого возраста.

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания.

Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению - с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

Сложность, однако, состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания (но даже он резко - в 2,1 раза - увеличивается на протяжении младшего школьного возраста). В то же время такие свойства внимания, как распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у ребенка тренировать.

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников - многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребность в качественно иных способах работы.

Совершенствование памяти у младших школьников связано в первую очередь с приобретением и усвоением таких способов и стратегий запоминания, в основе которых лежит организация запоминаемого материала. Приемы смыслового запоминания, логическая память требуют специальных усилий по своему формированию.

Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью».

В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др.

Целесообразно продемонстрировать детям и различные мнемотехнические приемы, а также раскрыть возможности письменной речи как средства запоминания.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Для того чтобы умственное действие могло быть использовано в качестве опоры для запоминания, само это действие должно быть первоначально сформировано. Например, прежде чем использовать прием классификации для запоминания какого-либо материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.

Поэтому особенно важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей. Основное внимание необходимо уделить обучению элементам логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать простейшие определения.

Направляя усилия на развитие мышления детей, родители должны учитывать их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучаемость и пр.). При этом не следует забывать и о качественном своеобразии мышления ребенка в младшем школьном возрасте.

Несмотря на интенсивное развитие вербального, понятийного мышления, большинство детей примерно до 10 лет относится не к мыслительному типу, а к художественному. Поэтому целенаправленное развитие понятийного мышления следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием образного мышления и уделять внимание развитию детского воображения.

Именно родители могут оказать помощь в проведении работы, направленной на реализацию потенциальных возможностей детей этого возраста.

Что же нужно третьекласснику?

Пространство для того, что идёт из его души: страхов, опасений, желаний, вопросов. Для того, чтобы дать ему это пространство, нужно уметь слушать. Не отвечать на поставленный вопрос, а искать, что за этим стоит, почему это затронуло душу ребёнка, не оценивать, а уточнять, расспрашивать, как можно старательнее вынося себя со своими мнениями за скобки. Очень важно находить время для таких драгоценных разговоров «ни о чём».

Структура. Душа ребёнка может легко потеряться в избыточном количестве свободы. Как это ни странно звучит, но для хорошего развития нужна структура: режим дня, постоянные обязанности по дому, ритуалы и традиции. Они необыкновенно облегчают прохождение девятилетним ребёнком тревожного периода переживания враждебности окружающего мира.

Уважение к их собственному мнению, чутью, решениям. Дети нуждаются в уважительной дистанции, для них она важнее тесной теплоты, нарушающей их границы. Вопросы «А ты как думаешь?», «У тебя есть идеи?», «Что бы ты сделал на моём месте?», «Как, по-твоему, мы правильно поступили?» развивают их доверие к своей совести, своей интуиции, себе самим.

Чтение хорошей литературы. Чёрно-белые схемы присутствуют не только в недостаточно развитом сознании девятилетнего ребёнка, но и в большей части голливудской кинопродукции, с её извечным противостоянием героев и злодеев. Такие произведения, по сути, усугубляют тяжесть протекания кризиса. Рекомендуется читать рассказа наших советских авторов. Найдётся немало хороших книг, не упрощающих жизнь, но и не подрывающих веру в неё.

Искренность со стороны взрослых. Только при этом условии дети могут получить доступ к нашей душе, а она нужна им так сильно, что их больше устраивает наша вспышка раздражения, чем безразличие или разговор «из роли» (мамы или папы). Будучи искренними, мы проявляем свои душевные качества, т.е. поступаем как люди, имеющие душу.

свернуть