4 класс

Консультация «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка».

Эмоциональное воспитание ребенка – бесспорно, прерогатива семьи. Следует учитывать, что чувства играют исключительную роль в жизни ребенка. Они «окрашивают» его ощущения, восприятия, представления, мысли. В них выражается отношение ребенка к окружающему миру.
Для развития у ребенка позитивного образа «Я» значимыми являются чувства собственного достоинства, гордости, становление которых зависит от условий жизни и воспитания, прежде всего, в семье. Поддерживать достоинство ребенка, укреплять его хорошее мнение о себе – задача семьи. Это удается сделать в тех семьях, где ребенка включают в различные виды деятельности, помогают «расти» в них, видеть свои достижения и ощущать, что они небезразличны родителям. Возникшее чувство гордости за хорошо выполненное задание, поручение побуждает ребенка к новым «победам».

К сожалению, ребенок не выбирает свою семью, родителей и очень зависит от малого круга общения, особенно в детстве.
Психологический климат семьи выражается в том, какие преобладают отношения и настроения: восторженное, радостное, светлое, спокойное, теплое, тревожное, холодное, враждебное, подавленное. При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя равным среди равных, нужным, защищенным и уверенным. Он ощущает семью своеобразным пристанищем, куда приходит отдыхать, или колодцем, где черпает живительную свежесть, бодрость и оптимизм. Главное в семье – чувство самоценности и стремление уважать право каждого быть личностью, а не только мужем, отцом, хозяином дома или партнером.
Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким общением, которое не в тягость кому-то из членов семьи. А для того чтобы барометр вашей семьи всегда показывал хорошую погоду, постарайтесь овладеть следующими умениями:


– «Держать улыбку» (потому что именно лицо – ваша визитная карточка).
– Обращать внимание на других (от вашего знания домашних зависит счастье семьи).
– Слушать, что говорят другие (ибо с глухими разговаривать трудно).
– Говорить «нет», не обижая (и в семье тоже нужна дипломатия).
– Не вступать в конфликты (учтите, что лучший способ выйти из конфликта – это не вступать в него).
– Ободрять других (оптимистам жить легче).
– Делать комплименты (учтите, что женщины любят ухом, и даже самые умные мужчины легко откликаются на самую грубую лесть).


Вероятнее всего, благоприятная психологическая атмосфера присутствует в гармоничной семье. Какую же семью можно назвать гармоничной? В такой семье ощущается радость жизни. Все обитатели Дома уверены, что их с интересом и радостью выслушают. Здесь все знают, что с ними считаются и всегда учитывают позицию других. Потому люди открыто проявляют свои чувства: радости и огорчения, успехи и поражения. В такой семье люди не боятся рисковать, так как знают – семья поймет, что поиск нового всегда сопряжен с возможными ошибками. Ошибки говорят о том, что человек меняется, растет, совершенствуется и развивается. В гармоничной семье все чувствуют себя на своем месте, и они таковы, какими хотят себя видеть – признанные и любимые. Здесь привыкли смотреть друг на друга, а не в сторону или в потолок. И даже младенцы выглядят открытыми и дружелюбными. В семье царит молчаливое спокойствие (но не безразличное молчание или молчание из-за страха быть непонятым). Буря в таком Доме – это признак какой-то очень важной активности членов семьи, а вовсе не попытка затеять ссору. Ведь каждый знает: если его не слушают сейчас, то лишь потому, что на это нет времени, а не потому, что не любят. В таких семьях люди чувствуют себя уютно и комфортно. Взрослые и дети не скрывают нежности и в любом возрасте проявляют ее не только в поцелуях, но и в том, что открыто беседуют друг с другом о себе и своих делах.
Воспитывая детей, родители ведут себя как лидеры, но не как хозяева и руководители. Свою главную воспитательную задачу они видят в том, чтобы научить ребенка в любой жизненной ситуации оставаться человеком, и поэтому не скрывают от детей негативные факты, делятся своим огорчением, гневом, а, когда им хорошо, могут быть радостными и уверенными в себе. Если в проблемных семьях родители призывают детей не огорчать мать или отца, наказывают или даже бьют только за то, что ребенок не сказал «спасибо» или ответил невежливо на замечание, то в гармоничной семье родители твердо знают, что им самим постоянно надо учиться быть родителями, а значит – лидерами! И они выбирают для разговора с ребенком именно то время и ту ситуацию, когда их сын, дочь могут действительно их услышать и понять. Когда же ребенок ведет себя плохо, родители-лидеры стараются как можно теснее приблизиться к нему, предлагая свою поддержку. В гармоничной семье родители твердо знают, что дети по своей природе не могут быть плохими и если ребенок ведет себя плохо, это означает, что он неправильно понимает ситуацию или же мало ценит и уважает самого себя.
Родители в гармоничных семьях понимают, что проблемы будут неизбежно возникать по мере роста и развития ребенка. Сама жизнь будет их ставить перед ребенком, перед его семьей, и они вместе будут пытаться решить новые задачи. В проблемных семьях родители выкладывают всю свою энергию для того, чтобы вообще не иметь проблем. Когда же они возникают (а они не могут не возникать!), то оказывается, что люди уже исчерпали свои силы и возможности. Одна из отличительных черт, присущих зрелой, гармоничной семье, заключается в том, что родители верят в неизбежность перемен в детях и сами готовы с ними постоянно меняться.

Однако и благополучная семья может быть источником душевных страданий детей: когда она становится ареной борьбы характеров супругов. Конечно, папы и мамы, как правило, обожают своих сыновей и дочерей. И это прекрасно. Любовь, забота, нежность, внимание окрыляют растущего человека, вселяют в него уверенность, оптимизм, духовную силу. Но так происходит только тогда, когда ребенок чувствует полную гармонию в семейном мире, любовь и взаимопонимание в отношениях между взрослыми. На это, кстати, обращал внимание родителей еще А.С. Макаренко. «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь, – писал он. – Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда нас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это для ребенка, имеет большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия…
Истинная сущность воспитательной работы, вы и сами уже догадались об этом, вероятно, заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора. В этом деле поэтому нет мелочей».

Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем, в зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, ребенок воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру (Э. Эриксон). Это является основой для формирования позитивного самоощущения ребенка. Эмоционально-благоприятные взаимоотношения в семье стимулируют у всех ее членов чувства, поведение, действия, направленные друг на друга. Благополучие человека в семье переносится на другие сферы взаимоотношений (на сверстников в детском саду, школе, на коллег по работе и т. д.). И напротив, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между ее членами часто лежат в основе дефектов развития и воспитания.

Стремление к тому, чтобы у ребенка сформировалось позитивное отношение к жизни, чтобы в его характере не сложилась тенденция к ожиданию неудачи и разочарования – одна из главных задач родителей. Поэтому важно поощрять и поддерживать ребенка в его самостоятельных начинаниях.

Родительская поддержка– это процесс, в ходе которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки. Взрослый член семьи должен помочь ребенку поверить в себя и свои способности, объяснить причины неудач и поддержать в сложной ситуации. Нужно помнить, что в семье могут происходить процессы, способные привести ребенка к разочарованию в собственных силах.

Во-первых, это завышенные требования родителей (родители ожидают, что, если ребенок был хорошим в дошкольном учреждении, он будет таким же и в школе).

Во-вторых, соперничество братьев и сестер (такая ситуация возможна в том случае, если родители постоянно сравнивают детей друг с другом).

В-третьих, чрезмерные амбиции ребенка (если у него что-то не получается, ребенок уже не соглашается играть в другую игру, и родители не обращают на это внимание).

Помощь родителей заключается в том, чтобы подчеркивать способности и возможности детей. Если ребенок ведет себя так, как не нравится родителям, то именно они должны помочь ему, одна его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Родитель, обсуждая с ребенком его поведение, должен всегда стараться подчеркнуть его хорошие стороны, сказать, что обычно доволен им как личностью («Сегодня ты допустил ошибку, но посмотри, как ты…»). Часто родители сосредотачиваются на прошлых неудачах ребенка и используют их против него. Акцент на негативных примерах прошлого может породить у ребенка ощущение преследования неудач и нежелание бороться за хорошее мнение о себе. Он может решить для себя: «Пусть меня считают плохим». Родитель обязан употреблять в разговоре с ребенком больше фраз поддержки, таких как: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «У тебя всё может получиться, ведь ты хочешь этого». Поддержать – это еще и дать почувствовать ребенку, что он нужен.

Одно из главных условий правильного воспитания – это принять ребенка таким, какой он есть, с его слабостями и недостатками, стремлениями и темпераментом. Выход из неприятных ситуаций зачастую можно найти не методом запрета, а путем переключения энергии подростка в полезное русло.

Нервозность родителей сразу передается детям. 
Родители не придают большого значения своим сказанным в сердцах резким, грубым словам. А дети порой не в состоянии понять, что это не мнение, а лишь эмоциональная реакция. Они все понимают буквально, без «чувства юмора». «Ты -дурак!» – это ранит больнее, чем наказание розгами. Наиболее частые способы реагирования детей в подобных ситуациях – это пассивный уход в себя или демонстративная агрессивность.

Когда вы пытаетесь подавить агрессивного ребенка, вы не решаете этим возникшую проблему, а только загоняете ее вглубь. Всегда нужно выявить причину агрессии, и не столько внешнюю, сколько внутреннюю. Возможно, эта причина кроется в недополучении ребенком необходимого: любви и ласки, внимания и контроля, уважения и доверия, помощи в складывании правильной системы ценностей. А иногда ребенку требуется просто «выпустить пар»: пошуметь, покричать. Вовсе не значит, что о недостатках ребенка с ним вообще нельзя говорить. Наоборот, он должен знать, что родители в нем одобряют, а что порицают. Но сама постановка вопроса должна быть культурной: не «ты – плохой», а – «здесь ты ошибся, но ты ведь не такой, ты хороший, поэтому я верю, что впредь ты этого не сделаешь». Создавая благоприятную семейную атмосферу в доме помните:

  • От того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
    Время, которое требуется каждому для ночного отдыха, величина сугубо индивидуальная. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
  • Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
  • Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
  • Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
свернуть

Книги в жизни школьника. Отношение ученика к учебной и художественной литературе

Книги в жизни школьника. Отношение ученика к учебной и художественной литературе

« Все, чего я достиг в жизни,
стало возможным благодаря книги».
(Ричард Бах)

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому, восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность чтения, отсутствие интереса к чтению приводят к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются.  Ребята плохо прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут их выполнять. многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом вопросе, им просто неизвестны и неинтересны.

Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Анализ советов анкет родительского комитета нашего класса это подтверждает.

Памятка   «Правила чтения для учащихся»

  • Если хочешь развить свой интеллект, кругозор, старайся читать не менее получаса в день.
  • Старайся не читать лёжа, выбери удобную позу для чтения.
  • Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасным.
  • Читая, не торопись, обращай внимание на детали текста, интересные фразы, сравнения. Они помогут лучше запомнить содержание книги.
  • Если будешь обращать внимание на время при чтении , скоро забудешь смысл читаемого текста.
  • Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать книгу подольше, сделай небольшой перерыв, а затем продолжи чтение.
  • Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
  • Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять её в руки чистой и опрятной.
  • Делись с друзьями информацией  об интересной и захватывающей книге.
  •  Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам, выполняя задание учителя, или по собственному желанию.

Уважаемые папы и мамы!

Вы хотите, чтобы ваш сын или дочь читали?

Учтите эти добрые советы, и ваши пожелания исполнятся.

  • прививайте детям интерес к чтению с раннего возраста.
  • Покупайте книги, выбирая яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Систематически читайте сами. Это сформирует у ребенка привычку видеть в доме книгу ежедневно.
  • Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи, даже если произведение вам не понравилось.
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной им книги.
  • Если вы сами о нем ничего не знаете, поинтересуйтесь. Никогда не поздно получить новые знания и впечатления.
  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить. как он сам запомнил текст.
  • Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  • покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной подписью, добрыми и теплыми пожеланиями.

Спустя это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людей.

свернуть

Консультация «Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем»

Консультация «Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем»

Уже в начале обучения в школе становится ясно, что дети по-разному реагируют на учебную нагрузку: одни очень быстро устают и не оправдывают тех надежд, которые возлагали на них мама и папа, другие совсем не справляются. Многие часто болеют, пропускают занятия, отстают. - Почему все это происходит? Почему учиться трудно? Как возникают школьные проблемы? А главное - что делать, как помочь своему ребенку преодолеть их?

Все это очень непростые вопросы, которые возникают из года в год у мам и пап. Кто-то из них сетует на неусидчивость ребенка, на то, что каждый день на него жалуются учителя. Чей-то ребенок испытывает трудности в освоении навыков грамотного письма. Чья-то мама возмущена тем, что учительница рекомендовала показать ее ребенка психоневрологу, хотя и сама она переживает, что ребенок порою становится неуправляемым. У одних это трудности, связанные с обучением, у других - агрессивность, конфликты со сверстниками, учительницей, беспричинные слезы, бесконечные болезни, низкий темп усвоения школьной программы... И многое, многое другое. Всем этим явлениям можно дать общее название - школьные трудности. Но школьные трудности не сводятся только лишь к низким способностям к обучению ребенка.

Неспособность и неуспеваемость - это чаще всего результат нашего невнимания, безразличия, нашего непонимания, а порою наших же амбиций и давления на ребенка. Опыт показывает: вовремя и правильно изжитые трудности не только позволяют школьнику нормально учиться, но и сохраняют его физическое, психическое и социальное здоровье.

Самая главная беда - младшие школьники с еще неокрепшей психикой остаются пока один на один с их школьными трудностями, а родители не умеют или не хотят помочь им. В учебных неудачах наших детей родители чаще всего склонны винить школу. И неудивительно: школа с такими детьми, не вписывающимися в общепринятые рамки, не имеет возможности заниматься по индивидуальной траектории. Да и программы, методики, рассчитанные на мифического среднего ученика, усугубляют проблему. Но, обвиняя только школу и перекладывая на нее всю вину, родители этим самым самоустраняются от помощи собственным детям.

А между тем, неуспеваемость школьника - скорее общая беда: и детей, и родителей, и учителей, а впоследствии и всего общества. А искать корни проблемы надо в прошлом - в раннем детстве, а иногда в неблагополучном течении беременности мамы. Но если родители всё же задаются вопросами о проблеме своего ребенка, то часто можно услышать вот такие высказывания: «Беременность моей жены протекала тяжело, но ребенок родился здоровым, он плохо учится, потому что ленится»; «Разве на школьные успехи может повлиять неблагополучные роды, ведь это было давно?»; «Мой ребенок хорошо произносит все звуки, а мне порекомендовали обратиться к логопеду. Почему?»; «Мой сын ничего не успевает делать в классе; как заставить его работать быстрее?». «Приготовление уроков дома всегда заканчивается ссорами, слезами сына (дочери). Как научить его (ее) делать уроки быстрее?» Эти типичные вопросы показывают: родители не знают или не понимают причин многих школьных трудностей. Особенности развития ребенка до школы, состояние его здоровья почти никогда не принимаются во внимание. При этом папа и мама считают, что виноваты либо учитель (плохо учит, придирается, чересчур требователен), либо общая система обучения (плохая школа, плохие учебники), либо сам ребенок (ленивый, нерадивый, неспособный). Чтобы разобраться в истинных причинах неуспеваемости, необходимо посмотреть со стороны на себя, сделать экскурс в прошлое, вспомнить, как развивался малыш, какие проблемы возникали в его воспитании, что рассказывали о нем воспитатели в детском саду.

Итак, каковы же причины школьной неуспеваемости?

Прежде всего, большая часть школьных трудностей тесно связана с особенностями раннего развития ребенка и состоянием его здоровья. Об этом, как ни странно, родители не знают или не думают. То есть состояние ребенка родителями оценивается в настоящий период времени без учета того, каким оно было до школы. И уж никак родители не связывают плохой почерк, неуспеваемость, плохое поведение ребенка с этими проблемами; а потому требуют невозможного и от ребенка, и от школы. Конечно, многие родители видят в раннем детстве, что их ребенок чрезмерно беспокойный, расторможенный, непоседливый, раздражительный или, наоборот, вялый. Что он плохо засыпает или очень беспокойно спит. Что их малыш позднее, чем другие дети, начал говорить. Но родители, утешая себя, объясняют это тем, что сын или дочка еще маленькие, и это никакая не болезнь, «все пройдет»... И только когда наступает время идти в школу, у них появляются проблемы. И возникающие с началом обучения трудности являются для многих родителей неожиданностью и вызывают не просто огорчения, но и недовольство ребенком. Если вы хотите помочь сыну или дочке, необходимо оставить раз и навсегда эти разговоры и осознать, наконец: у ребенка, начинающего обучение, не может быть просто лени, просто нежелания учиться, просто рассеянности. Все это, как правило, связано с состоянием его здоровья, психологическими и возрастными особенностями, порой сами взрослые наделали ошибок в воспитании: предъявляли чрезмерные требования, или, наоборот, игнорировали процесс развития. Много хлопот доставляют родителям и школе гиперактивные дети. Учителя постоянно жалуются, что на уроках ребенок постоянно отвлекается, ходит по классу, берет все, что попадет под руку, пристает к другим детям, не может сосредоточиться ни на минуту, не выполняет до конца задание или делает это небрежно. Родители в растерянности - ведь воспитанию сына (дочери) уделялось столько внимания! Правда, вспоминают они, ребенок рос очень болезненным: в течение первого года был чрезвычайно беспокойным, крикливым, не спал по ночам. Повышенная возбудимость, непоседливость, неустойчивость внимания вызывали неудовольствие и у воспитателей детского сада; они постоянно жаловались, что его ни на минуту нельзя оставить без присмотра, т. к. он сразу начинал драться, ломать игрушки. Родители, вместо того чтобы разобраться в причинах происходящего, начинают применять к ребенку более жесткие воспитательные меры. Однако совсем это не баловство, а нарушение поведения, свидетельствующее о расстройстве нервной системы. И надо, не откладывая, проконсультироваться с детским психоневрологом. Иногда ребенок показывает себя неглупым, развитым, поступая в первый класс, он уже умел читать, хорошо считал, однако учебный материал практически не усваивает, т. к. совершенно не может сосредоточиться - вертится, мешает другим детям. Родители воспринимают поведение ребенка как нерадивость, баловство, стараются применить жесткие меры наказания. Их отношения с ребенком превращаются в сплошной крик, дерганья, наказания; однако никакие меры не помогают. Чадо очень искренне раскаивается, обещает вести себя хорошо, но тут же забывает свои обещания, и начинается все сначала. Чем больше родители наказывают, тем хуже становится его поведение. К тому же он делается все более нервным и раздражительным, жалуется на головные боли, плохо спит ночью. И только тогда родители решают повести сына или дочку к врачу. А иногда оказывается, что ребенок нуждается в срочном лечении, а все его трудности поведения объясняются расстройством нервной системы. Совершенно необходимы для гиперактивных детей упражнения на релаксацию, расслабляющий массаж, аутогенная тренировка. Полезны эти упражнения и вполне здоровым и успевающим школьникам, т. к. они позволяют снять последствия школьных нагрузок, предупредить возникновение переутомления. Если время не позволяет вам сводить ребенка к специалисту, вы можете научиться этому сами, а потом выполнять с ребенком эти упражнения 2-3 раза в неделю дома. ( приложение 1).

Следующую группу неуспевающих составляют дети, у которых причиной развития невротических расстройств и впоследствии неуспеваемости в школе являются психогенные факторы. К ним относятся:

• психические травмы, вызванные испугом, страхом;

• тяжелые ситуации, свидетелем, а то и участником которых оказался ребенок - ссоры, разводы, алкоголизм родителей, болезни, смерть близких;

• жестокое, несправедливое обращение.

Так, причиной развития невроза у ребенка очень легко может стать вражда между родителями. Эту вражду он чутко чувствует и тяжело переносит. Часто супруги, желая сохранить формальную семью ради детей, строят отношения, которые внешне, для окружающих, выглядят благополучно. При этом если вражда между мамой и папой замаскированная, то последствия еще тяжелее. Ребенок ощущает себя беспомощным, живет в постоянном напряжении. Как отмечают психологи, в семьях разбитых, но сохраняющих формально единство именно сын или дочка становятся соединительным звеном - без них семья не смогла бы существовать. А для маленького ребенка это слишком большая эмоциональная нагрузка. Особенно тяжелая ситуация складывается, если родители при разводе втягивают детей в свой конфликт. По данным А.И. Захарова, в этом возрасте высоко развита чувствительность к эмоциональным проблемам взаимоотношений с близкими, с матерью. А с началом обучения на прежние стрессовые факторы могут наложиться школьные перегрузки, повышенные требования к оценкам и чрезмерный контроль за приготовлением уроков, проблемы психологической адаптации. Если родители пустили адаптацию после пережитого стресса на самотек, поведение ребенка постепенно меняется. Сначала такой ребенок отличается пассивностью, несобранностью, плаксивостью. В школе сначала возникают стойкие проблемы с успеваемостью, а затем появляются и двойки. Ученик это очень переживает, постоянно волнуется, беспокоится о результатах, у него повышенная тревожность. Иногда он жалуется на головные боли, ухудшается сон, повышается утомляемость. Родителям необходимо заметить такие отклонения как можно быстрее. Чем раньше будет оказана ему помощь специалиста, тем легче будет ребенку учиться.

Еще одна причина проблем в обучении - наши родительские амбиции. Вот один пример. Единственный ребенок у немолодых родителей, он был всеобщим любимцем. С ним много работали, всем демонстрировали его успехи, постоянно им восхищались. В детский сад он не ходил, т. к. постоянно болел простудными заболеваниями, но ребенка не закаляли, оберегали от сквозняков, создавали ему тепличные условия. Поскольку мама с папой считали, что сын очень развит, в школу его решили отдать в 6 лет. При этом взрослые были уверены сами и заверили мальчика: он будет только отличником. Однако на практике оказалось все по-другому: тот трудно привыкал к одноклассникам, которые не хотели признавать его превосходства. Да он и не умел делать многого, что умели другие ребята, привык, чтобы его кормили, ходил неряшливый, не умел самостоятельно одеться, с трудом выдерживал необходимую школьную дисциплину. Ему быстро надоело сидеть на уроках; а учительница отнеслась к нему как ко всем, хотя он ожидал к себе такого же отношения, как в семье. Мальчик стал раздражительным, плаксивым, упрямым, говорил, что ненавидит школу. Однажды пожаловался, что у него болит голова и живот. Его оставили дома. На второй день повторилось то же самое. Каждый день появлялись новые жалобы, а в выходные дни был всегда здоров. Это характерная картина так называемого школьного невроза.

Еще одна причина школьных трудностей - семейные проблемы. Надо отметить, что какой бы аспект школьных трудностей мы ни затронули - почти всегда в той или иной степени сказывается влияние семьи, семейного «климата». Чаще всего трудности в школьном обучении испытывают дети из неблагополучных семей. И особый разговор о детях, у которых пьющие родители. И как итог - беспризорность детей, интеллектуальный и эмоциональный голод, грубая педагогическая запущенность, замедленное развитие.

Зачем так подробно рассказывать об этом вам, родителям, на школьном собрании? На своем многолетнем опыте психологи и учителя убедились: многие родители, где наблюдается хоть одна из названных проблем, не отдают себе полного отчета в том, что с началом обучения ребенка они обязательно столкнутся с большими трудностями. Непоседливые, суетливые, рассеянные, невнимательные, расторможенные дети. Обращает на себя внимание бедность их речи, ограниченность словарного запаса, недостаточность знаний и сведений об окружающем мире, несформированность многих навыков, без которых невозможно успешное обучение, да и вообще не очень-то большое желание учиться. В начале школьного обучения такие дети ведут себя весьма непосредственно: часто играют на уроках, не понимают «школьной ситуации», не могут критически оценить свои действия и поступки. К учебе относятся беспечно, их не волнуют неудачи. Необходимо понять, что и такой ребенок требует особо бережного и внимательного подхода, а окрики и наказания, на которые в таких семьях обычно не скупятся, не помогут. Так складывается стрессовая ситуация, замкнутый круг для ребенка: дома его наказывают, не пускают гулять, лишают удовольствий. Конечно, с такими детьми тяжело. Но все равно есть только один путь: терпение, выдержка. Как бы ни было тяжело, недопустимо на срыв ребенка отвечать собственным срывом! Постарайтесь больше общаться, играть с ним, развивать его речь. Если он чего-то не понимает, повторите, объясните. Необходимо, чтобы такой трудный ребенок имел любимое занятие, увлечение. Не забывайте похвалить его за малейший успех в любом деле (не обязательно в учебе) и поддержать в нем уверенность в своих силах. И не бойтесь пойти за советом к врачу-психоневрологу или психологу. Не откладывайте этот визит, не надейтесь, что все пройдет! Вы только потеряете время. Квалифицированный совет специалистов, а при необходимости и лечение помогут вам обеспечить ребенку посильные для него условия обучения; а это крайне важно.

Нередки случаи, когда именно семейная ситуация, дефекты семейного воспитания становятся основной причиной школьных бед не обязательно только в неблагополучных семьях. Внешне семья может быть даже очень хорошей, но вот ребенку в ней живется не очень сладко. Это еще один фактор, сильно влияющий на процесс школьной адаптации и школьные трудности. Он выражается в дисгармонии семейных отношений как между взрослыми, так и между взрослыми и детьми. В таких семьях часто не могут найти единую линию: бывает, мать наказывает, отец жалеет, и наоборот. Ребенок очень быстро находит выгодный для себя стиль поведения, приспосабливается, выкручивается, а затем переносит этот же стиль поведения на общение со сверстниками. Родители порой упрекают друг друга за плохое воспитание в присутствии ребенка.

Бывают мамы, принимающие все проблемы ребенка близко к сердцу, легко расстраиваются, постоянно беспокоятся за него. Они волнуются по бесконечным поводам: вдруг он опоздает в школу, не успеет что-то сделать, не решит контрольную. Такие мамы стараются во всем помочь, оградить сына или дочку от самостоятельного решения проблем, лишая их инициативы и в выполнении домашних заданий, и в быту, и в выборе друзей. Они вместе с ним делают уроки - и очень огорчаются, если все равно нет желаемой оценки. Если учитель или психолог укажут на это маме, то она удивится: «Я же не ругаю его (ее), не наказываю». Но из-за полученной тройки или двойки мама так расстраивается, что у ученика формируется чувство вины, комплекс неполноценности. Часто он начинает скрывать от мамы проблемы, оттягивает их решение. У Агнии Барто есть стихотворение, прекрасно иллюстрирующее подобную тактику поведения родителей и переживания самого ребенка? Внимательно вчитайтесь в эти строки. Не узнаете ли вы себя? (приложение 2).

Итак, итог: что же внутри семьи может усугублять школьные трудности или приводить к их возникновению? Непонимание. Родители не видят истинных причин трудностей, списывая все на лень, нежелание, «дурные наклонности». Такое поведение мамы и папы ведет к стойкой стрессовой ситуации, а затем либо к неврозу, либо к замыканию ребенка в себе У мамы свои дела и заботы, у папы - свои. «Сыт, одет, обут - и ладно, времени нет разглядывать, как он там пишет, с ошибками или без. Выучится - хорошо, не выучится - сам виноват».

Как же нам понять суть нашего отношения к ребенку? Для начала сделайте одно, трудное, но и возможное, вылезьте из своей взрослой скорлупы и посмотрите на себя глазами ребенка. Это поможет ему лучше наказаний и укоров, и, наоборот, бесконечной опеки и лишения инициативы.

Итак, какие рекомендации можно дать родителям, чьи дети испытывают те или иные трудности в обучении? Школьные трудности так многообразны, так переплетены с другими условиями жизни, что порой и специалисту трудно определить, что от чего. Сложно разобраться в них учителю, чаще всего не хватает терпения и понимания родителям, но больше всех страдает ребенок. Иногда начинается все, казалось бы, с незначительных вещей, на которые ни педагог, ни мама с папой внимания не обращают. Это может быть и медленный темп работы, и трудности запоминания букв, и неумение сосредоточиться. Чем позднее вы обратите внимание на проблемы, чем безразличнее будете относиться к неудачам ребенка - тем тяжелее будет разорвать их порочный круг. Постоянные неудачи настолько обескураживают ребенка, формируют у него неуверенность, что трудности «переползают» с одного действительно трудного предмета, который плохо даётся, на все остальные. На трудности обучения письму и чтению необходимо реагировать как можно быстрее и потому, что с них начинается серьезное отставание ребенка, потеря интереса к учебе и веры в свои силы. Если при этом наказывают учитель (двойкой) и родители (порицанием или более крутыми мерами), то желание учиться пропадает надолго, а порой и навсегда. Ребенок сдается: себя начинает считать беспомощным, неспособным, а все старания - бесполезными. Теряет интерес, а значит - отставание углубляется. Главное для вас - как можно раньше понять, в чем причина школьных трудностей у вашего ребенка. Если есть возможность, то лучше обратиться за советом к врачу, логопеду или психологу - для того, чтобы правильно поставить диагноз и определить методы коррекции. Если такой возможности нет, постарайтесь разобраться сами, с помощью учителя. Но не торопитесь с выводами, внимательно наблюдайте.

Чем же могут помочь родители, если все же появились школьные трудности?

Первое. Не рассматривайте их как личную трагедию, не отчаивайтесь, старайтесь не показывать своего огорчения. Ваша главная задача - помочь ребенку. Принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе.

Второе. Вам предстоит длительная совместная работа (одному ребенку не справиться). Не рассчитывайте на мгновенный успешный результат. Он появится не сразу и будет, может быть, незначительным на ваш взгляд.

Третье. Ваша главная помощь: поддержать уверенность ребенка в своих силах, снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать - это не помощь, а основа для новых конфликтов. Интересоваться выполнением домашних заданий следует только при совместной работе. Наберитесь терпения. Работа с такими детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз - без упреков и раздражения. Типичны родитель- ские жалобы: «Нет никаких сил...», «Все нервы вымотал...». Обычно эти занятия кончаются слезами: «Не могу сдерживаться, кричу, а то, бывает, и тресну». Если вы, взрослый, не можете сдержаться, как быть ребенку, что чувствует он? При этом все родители жалеют себя и никто - сына или дочку.

Четвертое. Почему-то издавна считается: если трудности в письме, нужно больше писать, если в чтении - больше читать. Но ведь эти трудные, не дающие удовлетворения занятия, убивают радость самой работы! И поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал - вы с ним и для него. Оставьте интересный журнал, не смотрите даже «одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия для разговора по телефону или беготни на кухню.

Пятое. Никогда не торопитесь заставлять ребенка выполнять задание самостоятельно. Сначала разберите все, убедитесь, что ему понятно, что и как нужно делать. Не менее важно решить вопрос, с кем лучше работать - с мамой или папой. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край. Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из родителей, теряя терпение, вызывает на смену другого. При приготовлении домашних заданий постарайтесь, насколько это возможно, уменьшить объем письменных работ (механическое письмо, особенно многократное переписывание, сильно утомляют, а польза минимальная). Лучше оставьте время для специальных (коррекционных) занятий, для любимого дела и отдыха. Общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20-30 мин. Не забывайте - паузы после 20-30-минутной работы обязательны. Шестое. Не считайте зазорным попросить учителя спрашивать ребенка только, когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с педагогом; ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон. Работайте только на положительном подкреплении: при неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький, успех подчеркните.

Седьмое. Самое важное при оказании помощи ребенку - это вознаграждение, причем не только на словах. К сожалению, родители часто забывают об этом. Очень важно, чтобы они вознаграждали сына или дочку не по результатам работы, которые не могут быть хорошими, а по затраченному труду. Даже если ребенок не получит после ваших занятий ожидаемой оценки, но он старался, приложил много усилий, поощрите его. Вознаграждение для ребенка должно быть в конце каждой недели. Например, поход в кино, посещение зоопарка, совместная прогулка. Это приносит ему много радости и показывает: его труд тоже оценивается и вознаграждается.

Восьмое. Ребятам с трудностями в обучении необходим размеренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто. Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз. Лучше поставьте будильник на полчаса раньше. Не начинайте день с нотаций, ссоры, а прощаясь перед школой, воздержитесь от предупреждений и предостережений типа: «Веди себя хорошо», «Не вертись на уроке», «Смотри, чтобы на тебя опять не жаловались» и т. п. Встречаясь после школы, лучше сказать: «Как хорошо, что ты уже пришел, будем обедать», чем спросить традиционное: «Ну, какие у тебя сегодня отметки?» Пожалуй, самое трудное время - вечером, когда пора ложиться спать. Родители стре- мятся быстрее уложить ребенка в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками, а потом сын или дочка долго не могут успокоиться и уснуть. В таких случаях ребенку особенно важно расслабиться. Поэтому лучше, если папа или мама приласкают его «как маленького» и, укладывая спать, посидят рядом несколько минут, выслушают, рассеют его страхи. Можно предоставить сыну или дочке некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого). Не менее важен и полный отдых в воскресенье, а особенно в каникулы.

Девятое. Никогда не занимайтесь с ребенком школьными предметами во время каникул. В крайнем случае, не перегружай те его в эти дни. Каникулы - для отдыха, а не для подгонки «задолженностей». Дети нуждаются в отдыхе и свободе, чтобы их не удачи забылись. Сходите все вместе в поход, отправьте ребенка к родственникам, даже если вы сами работаете, что-то придумайте. Главное - сменить обстановку, чтобы ничто не напоминало детям в школе. Итак, внимание и понимание - самая большая помощь, которую вы можете оказать ребенку. Несмотря на неудачи в учебе, он должен чувствовать поддержку дома, верить: здесь его всегда поймут. Не стоит переоценивать необходимость вашего присутствия во время приготовления уроков. Лучше все объяснить, спланировать работу, а дальше - сам. Ведь очень важен и нужен опыт именно самостоятельной работы. Не стойте над душой - этим вы только убеждаете ребенка в его беспомощности. Не делайте постоянно замечания по поводу его почерка, посадки, внимания. Не отрывайте от уроков вопросами и просьбами, не подгоняйте. И еще одно, последнее напоминание: своевременность принятых мер увеличивает шансы на успех.

Если есть возможность, проконсультируйте ребенка у специалистов и выполняйте все рекомендации. Ваше искреннее желание помочь ребенку и совместная работа обязательно принесут плоды.

  1. Этап социологического опроса

Психолог. Помочь найти ошибки в воспитании своего ребенка, которые могут привести к школьным трудностям, вам поможет следующее исследование, которое мы провели в классе. Но перед тем как ознакомиться с результатами исследований, проведем мини опрос. Это поможет вам быть объективными при анализе семейной ситуации.

Анкета для родителей 1.

1. Сколько раз за последнюю неделю вы спросили ребенка: «Как у тебя дела?»?

2. Сколько раз вы сказали ребенку: «Я за тебя так рад!»?

3. Сколько раз за неделю вы задавали ребенку вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?»?

4. Говорили ли вы на этой неделе фразу типа: «У меня больше нет сил (терпения)...», «Ты опять меня расстроил»?

5. Наказывали ли вы ребенка за неудачи в учебе на этой неделе?

6. Говорили ли вы ребенку перед уходом в школу подобные фразы: «Веди себя хорошо», «Не вертись на уроке», «Смотри, чтобы на тебя опять не жаловались»?

7. Если ребенок пришел расстроенным, поддержали ли вы его такими словами: «Ничего, мы позанимаемся, и у тебя все получится!»?

8. Что вы чаще делали на этой неделе: улыбались при встрече с ребенком или хмурились?

Сделайте вывод по тесту-опросу: какие отношения с ребенком у вас преобладали на этой неделе: позитивные, доверительные или конфликтные, негативные. (Родители анализируют результаты теста, задают вопросы.)

Анкета для родителей 2.

Допустимые ответы: «да», «нет», «отчасти», «иногда».

1. Считаете ли вы, что у вас в семье есть взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?

3. Интересуются ли вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?

6. Проверяете ли вы, как они готовят домашние задания по пред­метам?

7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

8. Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?

9. Хотят ли ребята, чтобы вы были с ними в их праздники, или предпочитают проводить время без взрослых?

10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы?

11. Обсуждаете ли вы в семье с участием детей телевизионные передачи и фильмы?

12. Бываете ли вместе с детьми в театрах, музеях, на выставках и концертах?

13. Совершаете ли вы совместные прогулки, ходите ли в туристические походы?

14. Стремитесь ли вы проводить отпуск вместе с детьми или нет?

 

За каждое «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов.

Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные и недостаточно многосторонние.

Менее 10 баллов. Контактов с детьми явно не хватает. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

свернуть

Дискуссия «Ребенок и компьютер»

Дискуссия «Ребенок и компьютер»

 Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Современные дети нередко подражают любимому киногерою или ведущему какой-нибудь популярной телепередачи. И не вызывает уже сомнения, что они способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему. Поэтому мы постараемся вместе разобраться: компьютер – добро или зло?

Давайте подумаем, чем является компьютер для ребенка? Вы абсолютно правы – игрушкой, необычной и привлекательной игрушкой.

В чем особенность компьютера? Чем отличается от любой другой игрушки? Сейчас я вам об этом расскажу.

Компьютер является интерактивным средством.

Компьютер – это универсальная игрушка, меняющая назначение при смене программы.

Компьютер – дополнительное педагогическое средство развития ребенка.

Компьютер – многовариативный дидактический материал.

Как мы видим, компьютер и в самом деле очень необычная игрушка. Но вот вопрос: способствует ли он развитию ребенка младшего школьного возраста или, напротив, задерживает его? Существуют как сторонники, так и противники применения компьютера в деятельности детей младшего школьного возраста. А как считаете вы: можно ли и нужно ли младшему школьнику общаться с компьютером?

Я думаю, что мнения ваши разделились. Давайте попробуем выявить все «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на развитие ребенка- младшего школьника. А для этого устроим «компьютерный ринг». В красном углу – сторонники применения компьютеров, в синем – его противники. Вам необходимо выбрать нужные.

Компьютер:

Вызывает положительный интерес к новой технике;

Развивает творческие способности;

Полностью захватывает сознание ребенка;

Устраняет страх ребенка перед новой техникой;

Отрицательно влияет на физическое развитие детей;

Повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы;

Формирует психологическую готовность к овладению компьютерной грамотностью;

Содержание игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости;

Позволяет развивать воображение ребенка, моделируя совершенно новые ситуации, даже из области будущего и нереального;

Воспитывает внимательность, сосредоточенность;

Обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом программой;

Снижает интеллектуальную активность детей за счет развлекательного содержания игр;

Позволяет лучше и быстрее освоить понятия цвета, формы, величины;

Ухудшает зрение ребенка;

Способствует возникновению нарушений осанки;

Развивает элементы наглядно-образного и логического мышления;

Тренирует внимание и память;

Развивает быстроту действий и реакций;

Способствует развитию гиподинамии;

Воспитывает целеустремленность.

Как видите, у компьютера есть и положительные и отрицательные стороны.

Компьютер выполняет функцию создания неопределенности, моделирует проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребенку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры. Все это делает компьютерные игры эффективным средством активизации творческих возможностей личности ребенка.

Становясь средством деятельности, компьютер позволяет ребенку реализовывать такие потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться, например, из-за несформированности графического образца или стереотипного способа его реализации.

Компьютер усиливает мотивацию учения. Это осуществляется за счет новизны, возможности регулировать предъявление задач по трудности, активного вовлечения ребенка в учебный процесс. Компьютер дает ребенку возможности испробовать умственные силы, проявить оригинальность, предлагать решения без риска получить низкую оценку своей деятельности, неодобрение.

Компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка. Но при этом очень важно, что находится внутри вашего компьютера, в какие компьютерные игры играют наши дети. А компьютерные игры бывают очень разные. Специалисты выделяют следующие их виды:

-Игры типа «убей их всех», в которых главный герой должен победить врагов, кем бы они ни были.

-Игры-приключения, в которых герой как бы проходит по страницам повестей и романов. В основном они представляют собой ситуации в виде мультфильма.

-Игры стратегические, в которых требуется принимать решения по изменению стратегии поведения в ходе игры.

-Развивающие игры, которые способствуют познавательному развитию младших школьников и побуждают к самостоятельным творческим играм.

-Обучающие игры, способствующие усвоению детьми навыков чтения, элементарных математических представлений, и т. д.

-Диагностические, применяемые специалистами для выявления уровня развития у детей умственных способностей, памяти, внимания и т. д.

-Графические игры, связанные с рисованием, конструированием.

А как трудно правильно выбрать компьютерную игру для ребенка! Их так много! И каждый производитель говорит, что его игра лучшая! А ведь специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей младшего школьного возраста. Вот они:

-В игре не должно быть текстовой информации о ходе и правилах игры.

-Функцию разъяснения выполняют специальные символы или звуковые сигналы, подсказывающие ребенку последовательность и правильность действий.

-Могут использоваться буквы и отдельные слова, написанные буквами больших размеров, больше, чем традиционный шрифт компьютера.

-Изображения на экране должны быть достаточно крупными, обобщенными, без мелких и отвлекающих деталей.

-Темп движений и преобразований на экране должен быть не слишком быстрый, а количество решаемых игровых заданий регулируется самим ребенком.

-Нежелательно применение системы оценок в баллах.

-Лучше, если программа имеет логическое завершение, - построен дом, нарисован рисунок.

Но важно не только правильно выбрать игру. Необходимо еще и верно организовать игровую деятельность ребенка с компьютером. Сколько времени тратит ваш ребенок на компьютерные игры? Вы считаете, что данное количество времени является достаточным? А может, его слишком много? Или, наоборот, мало? Когда ребенок чаще играет в компьютерные игры? Как организовано его компьютерное место?

Правила, которые ученые рекомендуют соблюдать при организации игровой деятельности детей с компьютером.

-Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут в день.

-Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.

-В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.

-Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.

-Мебель (стол и стул) по размерам должна соответствовать росту ребенка.

-Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.

-В процессе игры ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.

-После игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз.

-Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями и играми.

Таким образом, при рациональном применении компьютер может стать полезным средством развития ребенка.

Чем действительно вреден компьютер для детей

Нагрузка на зрение. Даже у взрослого человека при длительной работе на компьютере устают глаза, у детей глаза устают еще быстрее: педиатры не рекомендуют детям младше 7 лет играть на компьютере дольше 10-15 минут, а школьникам дольше 30-40 минут. При этом расстояние до монитора не должно быть меньше 45-60 сантиметров.

Нагрузка на позвоночник. Неправильная поза при работе за компьютером может спровоцировать развитие сколиоза, впрочем, это относится и к работе за письменным столом во время подготовки уроков. Купите ребенку удобную мебель и следите за его осанкой во время работы или игр.

Нагрузка на психику. Компьютерные игры требуют огромной концентрации внимания, примерно такие же нагрузки испытывает взрослый при управлении автомобилем в городском трафике. Причем, предельной сосредоточенности требуют не только динамичные игры, а и спокойные логические «головоломки». Легче всего дети воспринимают презентации со статическими картинками в сопровождении музыки и/или речи, большее напряжение вызывает чтение с экрана или рисование на компьютере, и наконец, наиболее «вредны» для детской психики динамичные игры с обилием мелких деталей – именно они быстрее всего вызывают переутомление.

Обратите внимание: Чтобы общение с компьютером приносило ребенку только пользу, родители должны чутко контролировать этот процесс. Компьютер не должен заменять ребенку общение с вами или сверстниками, подвижные игры на улице или тихие занятия дома. Так же он не должен быть для ребенка единственным источником информации о мире, пусть машина служит для углубления или закрепления знаний, которые малыш получит от вас или узнает из книг.

свернуть

Беседа «Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся»

Беседа «Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся»

         В воспитании культуры поведения в общественных местах большая роль принадлежит взрослым. Являясь примером, они должны прежде всего следить за своим поведением. Это обязательное правило культуры поведения, которая воспитывается не с помощью нравоучений, какого-то специального морализаторства, а всем образом, укладом жизни, отношениями, существующими в семье.

 Если отец в течение всей жизни приносит маме в праздник цветы, не забывает поздравить в юбилейные даты и подарить что-нибудь красивое и приятное, уходя на работу и возвращаясь с неё, целует мать, ребёнок будет делать то же самое по отношению к своей матери и матери своих детей. Грубость детей в отношении родителей в большинстве случаев происходит потому, что бестактность и грубость царили в отношениях между ними самими.

 Вежливость – это и черта характера, и искусство вести себя в обществе. Ребёнок учится этому, подражая взрослым. И при любых условиях надо учить вежливо, а не грубо.

 Советы родителям:

 1. Не учите культуре назидательно. Излишняя морализация вызывает желание действовать назло.

 2. Привлекать ребёнка к посильной деятельности (накрыть на стол, почистить обувь и одежду, подготовиться к встрече гостей).

 3. Создавать специальные ситуации-задания: встретить тётю Машу, пригласить кого-то на прогулку, позвонить по телефону знакомым и др.

 4. В выработке культуры поведения широко использовать игры и игровые ситуации.

 5. Помнить, что в воспитании культуры поведения есть ситуации, когда вообще никакие слова не нужны, достаточно примера, образца поступка.

 6. Создавать вместе с детьми различные памятки: «Мой внешний вид», «Культура поведения в музее, кинотеатре» и т.д.

 7. Помнить: вы – главный воспитатель, вы – пример.

Если спросить любого из вас: «Хотите ли вы, чтобы ваш ребёнок вырос высоко нравственным человеком?», то, наверняка, все ответят утвердительно. Но у одних родителей, казалось бы, вопреки их стараниям ничего не выходит. У других, напротив, без особых усилий получается всё как надо. В чём же дело? Дело во многом, в том числе – в силе, разрушающем или созидающем смысле родительского слова.

 Не злословьте, не обличайте, не позволяйте себе, хотя бы в присутствии детей говорить о людях плохо. Не осуждайте соседей, не подсмеивайтесь над знакомыми и родственниками, а наоборот, отмечайте их положительные качества, чаще хвалите окружающих. Если пойти по такому пути, то неудач в воспитании будет меньше.

 Речь наша богата. Но в последнее время мы слышим мало добрых слов и от взрослых, и от детей. О недопустимости в семье грубых слов всем известно. Заострю ваше внимание на том, как мы, взрослые, выражаем свой гнев и по какому поводу. Гнев, как и насморк, весьма насущная проблема, и игнорировать её нельзя. В гневе мы теряем рассудок и общаемся с детьми, как со своими врагами: кричим, унижаем. Но нужно помнить о том, что гнев порой слишком дорого обходится нам и нашим детям. Не отсюда ли маленькие беглецы из дома, замкнутость, испуг детей? И некоторым родителям стоит задуматься, не умерить ли свой гнев по отношению к детям.

Советы родителям

 1. Назовите вслух своё чувство.

 - осторожно, пора остановиться

 - я очень недовольна, я рассержена

 - я разгневана, но это скоро пройдет

 2. Затем назовите причину своего гнева и попробуйте найти причину его в дурном настроении, в плохой погоде, ссоре с супругом, но ни в коем случае не вините ребёнка.

 3. Посмотрите в окно, переключите внимание.

 Гнев пройдет, не причиняя никому вреда. А потом, спокойно, тихо поговорите со своим ребёнком о том, из-за чего вы дошли до такого состояния.

 А чтобы воспитание вашего ребёнка происходило не урывками и эффективно, уделяйте им больше времени вечерами и в выходные дни.

 «Не обязательно страстно любить детей, будь то любовь слепая или разумная. И не имеет значения, отказывают детям в чём-то, во всём или ни в чём не отказывают. Но очень важно, чтобы кто-нибудь из двух родителей или из 4 дедушек и бабушек – хоть один! – любил людей. Только эта любовь к людям и передаётся детям: делает добрыми и отзывчивыми, только она одна обладает педагогической силой». Возможно, это одно из правил воспитания «домом».

 С. Соловейчик

 

 Отчий дом… В нём начинается все самое главное, самое важное в жизни ребёнка. Так пусть же все в нём будет гармоничным, наполненным высокой духовностью, освящено нравственной чистотой. А чтобы он стал именно таким, укрощайте свой гнев, делитесь друг с другом добрыми чувствами, любите людей, умножайте добро.

 Внушайте людям веру!

 И чаще говорите «Добрый день»

 И следуйте хорошему примеру:

 Продляйте добрым словом

 Жизнь людей!

 (В. Боков)

свернуть

Консультация Как помочь ребенку правильно распределить свое время?

Консультация

Как помочь ребенку правильно распределить свое время?

Любой родитель может научить любимое чадо максимально эффективно использовать свое время. Приложив немного усилий, мы можем воспитать поколение людей, которые с детства умеют планировать свою жизнь, с любовью работать и от души отдыхать.

Умеем ли мы интересно проводить с детьми свободное время? В какие игры мы играем с ними? Что вместе мастерим? Есть ли у нас свободное время? Мы часто смотрим на свободное время как на часы отдыха.

Свободное время – это проблема не только каждого человека, но и семьи в целом. Преобладающую часть своего нерабочего времени мы проводит дома, в семье. Именно в семье ребёнок должен впитывать то, что можно назвать культурой свободного времени: чему-то его надо учить, а что-то должно вырастать в нем из подражания старшим, из следования их примеру.

К сожалению, мы часто попусту растрачиваем своё свободное время. Но будем помнить, что свободное время – это время, которое не просто свободно от чего-то, оно должно быть свободно для чего-то. А если мы свободное время обращаем на обогащение своих творческих, духовных качеств, мы совершенствуем не только себя, но и своих детей. Вечера будних дней и выходные в жизни нашего ребёнка всецело принадлежат нам, самым близким и дорогим для него людям – родителям.

1. Научите ребенка планировать свою неделю

Важно, чтобы ребенок ориентировался, в какой день у него тренировка или музыкальная школа, а когда можно спокойно гулять с друзьями и без зазрения совести проводить время перед гаджетом.

ЛАЙФХАК: В комнате у моего сына висит большая пробковая доска, на которой наклеены стикеры со всеми днями недели и обязательными заданиями на каждый день. Ребенок, подходя к доске, видит, что, к примеру, в понедельник у него занятия в музыкальной школе, шахматы и математические задачи. Когда ребенок много раз в день проходит мимо планинга, забыть о делах гораздо сложнее, чем в том случае, если бы мы обговаривали предстоящие дела. Все остальное время он может заниматься всем, чем душе угодно, но эти дела должны быть выполнены. Такой todo-лист позволяет структурировать свободную жизнь и сэкономить родителям нервы, освободив от бесконечных напоминаний из области «А ты помнишь, что должен?..».

2. Составляйте план на день

Здесь принцип такой же, только план на день включает список более мелких дел (прочитать 10 страниц книги, вынести мусор, позвонить бабушке и т. п.). Составлять такой план лучше с вечера, чтобы ребенок утром его перечитал и представлял, какие дела его ждут в течение дня. Сначала пишите планы вместе, а когда ребенок привыкнет к этому, то ваша задача будет лишь напоминать, причем делать это дружеским тоном: «Давай посмотрим, что ждет тебя завтра!» Только, пожалуйста, удержитесь от соблазна упрекать ребенка в забывчивости: «Ты что, опять забыл? А план тебе на что?» Так вы отобьете все желание планировать. А нам это не нужно, сами понимаете.

3. Мотивируйте ребенка

Покажите, что и для вас составление списка дел — важная задача. Невзначай покажите ребенку свой ежедневник (вы ведь уже ведете его?). За каждое выполненное задание ставьте галочку — наглядность очень мотивирует. Договоритесь, что закажете пиццу или сходите в развлекательный центр, когда наберете определенное количество галочек.

4. Научите ребенка определять приоритеты

Важно, чтобы он понимал: есть задачи, которые требуют большего внимания и/или времени, а есть те, которые и выполняются легче, и времени займут совсем немного. Поэтому в списке дел лучше всего отмечать другим цветом самые важные дела, которые нужно сделать первыми. Иными словами, правило «Сделал дело — гуляй смело» никто не отменял.

  1. Дробите сложные задачи

Чем сложнее задача, тем не посильнее она кажется. И это касается не только детей, но и взрослых (вспомните, как трудно приступить к новому большому рабочему проекту!). Помогите ребенку разделить объемную сложную задачу на несколько небольших, с которыми ему легче будет справиться. При этом более мелкие задачи должны быть очень четкими и конкретными. Например, не просите своего ребенка «много читать» — такая задача абстрактна и не имеет точных границ, которые удовлетворяли бы и меня, и его. Вместо этого договоритесь, что каждый месяц будете прочитывать минимум четыре книги.

6. Кто хорошо работает, тот хорошо... Нет, не ест, а отдыхает!

Разные виды деятельности должны ритмично сменять друг друга. Провел полчаса за уроками — значит, пришло время побегать на улице.

Перерывы на отдых устраивайте каждые 25 минут, даже если кажется, что ребенок не устал. При таком раскладе эффективность выполнения любых задач будет гораздо выше, чем в привычном для многих случае «Учи уроки до посинения и не выходи из-за стола, пока все не сделаешь».

7. Прививайте ребенку проактивный подход к жизни

Что это значит? То, что мы учим ребенка быть не только наблюдателем, но и деятелем, учим не только реагировать на происходящие события, но и самостоятельно планировать свою жизнь.

8. Никакого навязывания

Не навязывайте ребенку новые привычки и уж ни в коем случае не ругайте, если что-то пошло не так. Гораздо полезнее идти путем договоренностей, может, даже выполнять задачи на спор.

Ваши дети узнают, как надо распределять свое время, на примере того, как распределяете его вы. Организуйте свое время обдуманно и целенаправленно, и вы станете хорошим примером для подражания.

свернуть

Консультация «Агрессивное поведение: как помочь ребенку?»

Консультация «Агрессивное поведение: как помочь ребенку?»

В последнее время довольно часто приходится иметь дело с детской агрессией.

Детская агрессивность - признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер.

Что такое «агрессия»?

Агрессия – это реакция на конкретную ситуацию, чаще всего на неблагоприятную для ребёнка. Если родители не отнесутся внимательно к таким ситуациям и не смогут адекватно воспринять их, то всплески агрессии могут закрепиться в характере ребёнка, превратившись в устойчивую черту. Агрессия – это не эмоция, не повод и не установка. Агрессия – это модель поведения.

Причины детской агрессии

1.Неприятие детей родителями

Это одна из базовых причин агрессивности. Статистика подтверждает такой факт: нередко приступы агрессивности проявляются у нежеланных детей. Такие дети стараются любыми средствами доказать, что имеют право на существование, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую им родительскую любовь и, как правило, делают это довольно агрессивно.

2.Безразличие или враждебность со стороны родителей

Очень тяжело бывает детям, родители которых безразличны, а то и враждебны по отношению к ним.

3.Неуважение к личности ребенка

Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и в своих силах.

4.Чрезмерный контроль или полное отсутствие его

Часто родители окружают ребенка чрезмерной опекой. Они предугадывают каждый шаг ребенка, предоставляют по любому вопросу готовое решение, лишая ребенка собственной инициативы, возможности выбора, что он сам хочет. В результате ребенок вырастет совершенно безвольным, не способным справиться с трудностями. Это в худшем случае, а в лучшем - ребенок будет бунтовать, агрессией пытаясь побороть давление.

5.Недостатки внимания. Недостаток внимания для ребенка очень болезнен, и чтобы компенсировать его, ребенок готов делать запрещенные вещи - пусть отругают, зато уж точно заметят.

 

6.Запрет на физическую активность

Часто вспышки агрессивного поведения ребенка напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. А что делать с накопившейся за день энергией? Даже у очень послушного ребенка наступает момент, когда он больше сдерживаться не может и становится совершенно не управляемым. Поэтому необходимо организовать ребенку ежедневную зарядку энергии, где он может напрыгаться, набегаться и, желательно, накричаться от души.

Что делать с агрессивным поведением?

1.Реагируйте немедленно

Если ребёнок поступил некрасиво – скажите ему об этом сразу, без промедления. Отведите его в сторону и объясните ему связь между его поведением и последствиями. Даже если сами сердитесь, постарайтесь не повышать голос на ребёнка, не ругать за непослушание и ни в коем случае не бить.

2.Следуйте плану

Реагируйте на агрессивное поведение всегда одинаково. Ведя себя предсказуемо («Ты снова дерёшься, поэтому поиграй-ка пока один»), маленький хулиган привыкнет к этому быстро. Он поймёт, что плохое поведение не добавит ему радости. А это осознание — первый шаг к самоконтролю.

3.Учите быть ответственным

Научите ребёнка правилу: разбил, сломал, разбросал – надо всё привести в порядок. Не наказывайте, а просто объясните ребёнку связь между агрессивным поведением и его последствиями.

4.Всегда обсуждайте

Когда ребёнок угомонится, обсудите произошедший случай. Лучше сделать это через полчаса-час: когда он уже пришёл в себя, но ещё не забыл о происшествии. Пусть ребёнок пояснит, что стало причиной вспышки гнева. Объясните, что иногда сердиться – это совершенно нормально, однако нельзя драться. Можно научить ребёнка ещё одному способу преодоления гнева: просто уйти на какое-то время от ситуации или человека, которые приносят ему недовольство. В это время стоит обдумать своё поведение и найти верный выход из ситуации.

5.Замечайте хорошее поведение ребёнка

Награждайте ребёнка своим вниманием, одобрением, если он ведёт себя хорошо (особенно, если раньше поведение ребёнка отнюдь не блистало).

6.Фильтруйте, что смотрит по ТВ ваш ребёнок

Не допускайте длительно просмотра ребёнком всех подряд телепередач, мультфильмов и фильмов. Далеко не все из них безобидны: многие из них наполнены драками, криками, сценами жестокости, угрозами.

7.Следите, в какие компьютерные игры играет ребёнок

 

Ни маленьким детям, ни подросткам не пойдут на пользу компьютерные игры, наполненные сценами насилия, уродливыми персонажами, мрачным сюжетом. Предложите им другие, более яркие интересные виртуальные разработки.

Как помочь ребенку справиться с агрессией?

1.Часто дети, когда злятся, сами не понимают, что с ними происходит. Это важно им объяснять. Например, «Ты злишься на папу, так как он не разрешает тебе играть за компьютером».

2.Посочувствуйте ему: «Конечно, это неприятно. Я тебя понимаю», «На твоем месте я бы тоже сердилась (была недовольна), если бы мою вещь взяли без спроса».

3.Побуждайте ребенка рассказывать вам о своих чувствах.

Научите его озвучивать свои чувства в «я – сообщениях», например, «я разозлился, так как ты сломал мой телефон», «Мне неприятно, когда мои вещи берут без спроса». Таким образом, вы учите его выражать злость словами, а не действием.

4.Покажите разные способы выражения злости: потопать, похлопать в ладошки, комкать и рвать бумагу, резать ножницами, кидать мягкие мячики.

5.Направьте его агрессию в другое русло, допустим, выплеснуть злость он может на занятиях спортом. Можно повесить в доме боксерскую грушу.

6.Средство «быстрой разрядки» Если видите, что ребенок перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).

7.Отреагировать злость можно и во всех играх, где есть возможность для удара, пинка: это все простые игры с мячом, футбол, хоккей, бадминтон, теннис, баскетбол, естественно, все виды борьбы. Даже простейшая зарядка поможет снять напряжение.

8.Нарисуйте вместе запрещающий знак «СТОП» и договоритесь, что как только ребенок почувствует, что начинает сильно сердиться, то сразу достанет этот знак и скажет вслух или про себя «Стоп!». Использование данной методики требует тренировки в течение нескольких дней, чтобы закрепился навык.

9.Смотрите с ребенком добрые передачи, мультфильмы и фильмы, читайте сказки, в которых добро побеждает зло. Ограждайте от мультфильмов и фильмов, где демонстрируется насилие.

 

Уважаемые родители! Помните! Каждый случай уникален, и в каждой ситуации важно разбираться отдельно.

свернуть

Лекция «Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4 класса»

Лекция «Возрастные психофизиологические особенности

учащихся 4 класса»

В 10-11 лет заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. Последние можно сравнить с фундаментом дома. Поэтому можно сказать, что заканчивается строительство фундаментальных характеристик ребенка, на основе которых будет продолжено развитие в подростковом возрасте. Однако следует иметь в виду, что развитие детей осуществляется неравномерно вследствие особенностей темперамента, типа нервной системы, здоровья, семейной ситуации и специфики семейного воспитания. Поэтому можно говорить о том, что у одного и того же ребенка какое-либо новообразование уже сформировалось, а какое-то находится в стадии формирования, и здесь ребенку необходимо помочь. Прежде всего, нужно отметить формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти.

Следующее важнейшее новообразование — познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов.

Дальнейшее развитие получает и личностная рефлексия. Ребенок постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть младший школьник уже способен осознать противоречия между его реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу», соответственно понять некоторые аспекты внутреннего источника своей активности. Осознанными становятся права и обязанности ребенка. При этом необходимо, чтобы он перестал делать акцент только на своих правах («Я так хочу»), что свидетельствует о некоторой социальной незрелости, а принял необходимость выполнения социальных обязанностей.

Становится устойчивой самооценка ребенка. Появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки. Важно помнить, что в этот период в образ «Я» включается чувство «умелости, компетентности», то есть осознание собственной возможности делать порученное дело хорошо. В противном случае возможно формирование чувства глубокой неполноценности.

Большую зрелость приобретает общение. Если говорить об общении со взрослыми, то нужно иметь в виду, что в это время должна произойти дифференциация значимых фигур как обычных людей. Началом процесса дифференциации является стремление ребенка заметить и обсудить достоинства и недостатки педагога, окончанием — умение сравнивать своего педагога с другими педагогами и родителями.

Сверстники становятся более значимыми. Их мнение часто превалирует над мнением значимых взрослых. Развивается сотрудничество и, как его предпосылка, социальный интерес, то есть способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие. Активизируется межполовое общение. Дети одного пола могут рассматриваться как соперники. Внимание детей противоположного пола может привлекаться различными способами: подарками, ссорами, поддразниванием, толчками.

Происходит первичное осознание ценностных ориентаций. Дети усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение. Начинают активно развиваться нормативные социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения (страх сделать что-то не так, опоздать и пр.), появляется опасность перерождения нормальных страхов в невротические.

Это период «завершения детства — перехода ко взрослости», что может выражаться в повышении эмоционального реагирования на трудности, в появлении чувства одиночества, ощущения собственной ненужности.

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.

К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает подготовительный период. Одни дети начинают выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другие, наоборот, с легких. Одни лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), другие предпочитают словесное объяснение и т.д.

Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.

 

Какие же общие умения важны для успешного обучения? Среди них можно выделить следующие умения:

– слушать учителя;

– выделять главную мысль сообщения;

– связно пересказывать содержание текста;

– отвечать на вопросы к тексту;

– ставить вопросы к тексту;

– делать содержательные выводы на основе полученной информации;

– письменно выражать свою мысль;

– привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);

– адекватно оценивать результаты собственной работы.

Большинство этих умений опирается на мыслительные способности: умение сравнивать и находить общее и различное; умение выделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и выводы.

Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастает количество новой информации, более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся.

Для того чтобы понять, в какой степени четвероклассники владеют некоторыми из основных приемов учебной работы, можно понаблюдать, например, за тем, как ребенок готовится к пересказу заданного на дом параграфа по природоведению. Читает ли он весь текст несколько раз подряд, пытаясь запомнить все сразу? Читает ли всего один раз и, не пересказывая, уверен, что все хорошо знает? Фиксирует ли внимание на содержании отдельных абзацев, не устанавливая затем связи между ними? Отвечает ли на вопросы к тексту?

Детей необходимо учить работать с учебным текстом: учить выделять главную мысль; составлять план текста; запоминать содержание текста и пересказывать его с опорой на план и т.д.

Навык связного пересказа удобно развивать не только на учебном материале: можно попросить ребенка рассказать содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня и пр.

К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше.

Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности и т.д.

А если у ребенка никаких особенных предпочтений и интересов не обнаруживается? Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и, на первый взгляд, одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддерживать.

Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.

свернуть