Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Столинского райисполкома
Государственное учреждение образования
Коротичская СШ
ПЛАН
мероприятий по реализации информационно-образовательного проекта
«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
( на 2022/2023 учебного года)
№ |
Дата |
Название мероприятия |
Класс |
Ответственный |
Сентябрь |
||||
1 |
01.09. |
Обучение правилам безопасного поведения в учреждении образования и за его пределами |
1-11 |
Классные руководители |
2 |
01.09. |
Обновление информации на стенде «Школа-территория здоровья» |
|
Носкевич М. В. |
3 |
05.09. |
Проведение рейда «Школьная форма должна быть в «форме». |
1-11 |
Носкевич М. В. Шпакевич В.В. |
4 |
06.09. |
Интерактивное занятие «Здоровый образ жизни» |
9 «Б» |
Климович А. А. |
5 |
08.09. |
Минутка безопасности «Берегись автомобиля» |
1-11 |
Классные руководители |
6 |
09.09. |
Игровая программа «В город здоровья со Смешариками» |
1 |
Карпцова Г. И. |
7 |
09.09. |
Спортивная эстафета «Олимпийские надежды» |
4 |
Новак В. А. |
8 |
14.09. |
Беседа «Режим дня школьника» |
6 |
Кудласевич С.А. |
9 |
15.09. |
День здоровья |
1-11 |
Пацук А. Н. |
10 |
19.09. |
Конкурс листовок о мерах личной профилактики ОРВИ и гриппа |
5-8 |
Классные руководители |
11 |
21.09. |
Минутка безопасности «Если вам угрожает опасность» |
9-11 |
Классные руководители |
12 |
23.09. |
Игра-путешествие «Секреты здоровья» |
5 |
Пытель О. В. |
13 |
23.09. |
Спортивные эстафеты |
2-4 |
Коваль Т.В. |
14 |
27.09. |
Беседа с родителями о необходимости вакцинации против гриппа, необходимости своевременного обращения за медицинской помощью и вреде самолечения их детей |
1-11 |
Классные руководители |
15 |
29.09. |
Беседа «Как правильно чистить зубы» |
2 |
Яроцкая Н. Ф. |
16 |
29.09. |
Беседа «Рациональное питание – залог здоровья» |
7 |
Щучка Л.В. |
Октябрь |
||||
1 |
03.10. |
Викторина «Азбука здоровья» |
8 |
Блоцкая Е.А. |
2 |
05.10. |
Проведение рейда «Школьная форма должна быть в «форме». |
1-11 |
Носкевич М. В. Шпакевич В.В. |
3 |
06.10. |
Интерактивная игра «Учиться быть здоровым телом и душой» |
3 |
Коваль Т.В. |
4 |
06.10. |
Внеклассное мероприятие «Здоровый образ жизни – это модно» |
7 |
Щучка Л.В. |
5 |
07.10. |
Деловая игра «Страна здоровья» |
11 |
Ярош Н.А. |
6 |
10.10. |
Беседа «Рациональное питание – залог здоровья» |
9«А» |
Куришко Л.В. |
7 |
12.10. |
Конкурс листовок «Профилактика вирусных инфекций» |
9-11 |
Носкевич М.В. |
8 |
12.10. |
Интеллектуальная игра «Мы – за здоровый образ жизни!» |
6 |
Кудласевич С. А. |
9 |
13.10. |
День здоровья |
1-11 |
Пацук А.Н. |
10 |
14.10. |
Дружеская встреча по настольному теннису «Ловкая ракетка» |
9-ые |
Коваль С. А. |
11 |
18.10. |
Беседа «Интернет. Да или нет.» |
9 «Б» |
Климович А.А. |
12 |
20.10 |
Викторина «Лекарственные растения в помощь человеку» |
7 |
Щучка Л.В. |
13 |
21.10 |
Минутка безопасности «Ты дома один» |
4 |
Новак В. А. |
14 |
24.09. |
Лекция для старшеклассников «Репродуктивное здоровье подростка. Профилактика аборта. ИППП. Вред алкоголя и никотина на развитие плода. |
10,11 |
Мисюра Р.А., врач – педиатр кабинета ЗОЖ |
15 |
26.10. |
Беседа «Правила здорового образа жизни» |
10 |
Семейко Н.И. |
16 |
27.10. |
Игра «Откуда берутся грязнули?» |
2 |
Яроцкая Н. Ф. |
17 |
27.10. |
Турнир по теннису среди 5-6 классов |
5-6 |
Коваль С. А. |
18 |
28.10. |
Обучение правилам безопасного поведения во время осенних каникул. |
1-11 |
Классные руководители |
Ноябрь |
||||
1 |
08.11 |
Обучение правилам безопасного поведения в учреждении образования по каждому предмету и за его пределами |
1-11 |
Учителя-предметники, классные руководители |
2 |
10.11 |
Проведение рейда «Школьная форма должна быть в «форме». |
|
Носкевич М. В. Шпакевич В.В. |
3 |
10.11 |
Дискуссия «Здоровые дети - в здоровой семье» |
6 |
Кудласевич С. А. |
4 |
11.11 |
Урок здоровья «Путешествие в мир природы». |
3 |
Коваль Т.В. |
5 |
12.11 |
Акция «Мы выбираем спорт как альтернативу пагубным привычкам» |
|
Коваль С.А. |
6 |
12.11 |
День здоровья |
1-11 |
Пацук А. Н. |
7 |
12.11 |
Минутка безопасности «Стань заметней в темноте!» |
1-11 |
Классные руководители |
8 |
14.11 |
Творческий проект «Письмо своему здоровью» |
8 |
Блоцкая Е.А. |
9 |
15.11 |
Деловая игра «Хотим, чтобы стало модным – здоровым быть и свободным!». |
9 «Б» |
Климович А.А. |
10 |
17.11 |
Беседа «Секреты здорового питания»
|
7 |
Щучка Л.В. |
11 |
18.11 |
Счастливый кубик: интеллектуальная игра по теме «Правила пожарной безопасности» |
1 |
Карпцова Г. И. |
12 |
18.11 |
Урок конференция «Витамины» |
9»А» |
Куришко Л.В. |
13 |
22.11 |
Игровой эрудит «Души прекрасны ли порывы?» |
10 |
Семейко Н.И. |
14 |
24.11 |
Конкурс буклетов о здоровье |
5 |
Пытель О. В. |
15 |
25.11 |
Беседа «Овощи в нашем питании» |
4 |
Новак В. А. |
16 |
25.11 |
Лекция «Профессия «врач-валеолог» звучит гордо. |
11 |
Ярош Н.А. |
17 |
29.11 |
Спортивно-оздоровительный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» |
9-11 |
Коваль С.А. |
Декабрь |
||||
1 |
01.12 |
«Что я знаю о СПИДе» - викторина |
7 |
Щучка Л.В. |
2 |
02.12 |
«Мы выбираем жизнь!» - выпуск стенгазеты |
11 |
Носкевич М. В. |
3 |
02.12 |
Минутка безопасности «Правила поведения в общественном транспорте» |
5-11 |
Классные руководители |
4 |
06.12 |
Беседа «Питание и здоровье человека» |
9 «Б» |
Климович А.А. |
5 |
07.12 |
Акция «Твоё здоровье в твоих руках» |
10 |
Семейко Н.И. |
6 |
08.12 |
Конкурс плакатов по теме «Привычки и здоровье» |
2-3 |
Яроцкая Н.Ф. |
7 |
12.12 |
День здоровья |
|
Коваль С.А. |
8 |
14.12 |
Брейн-ринг «Мы за безопасность» |
6 |
Кудласевич С.А. |
9 |
16.12 |
Информационный журнал «Территория здравого смысла» |
9«А» |
Куришко Л.В |
10 |
16.12 |
Практикум «Вредна пятёрка и полезная десятка» |
8 |
Блоцкая Е.А. |
11 |
16.12 |
Диспут «Молодёжь выбирает жизнь» |
11 |
Ярош Н.А. |
12 |
21.12 |
Соревнования по волейболу на приз Деда Мороза. |
6-8 |
Пацук А.Н. |
13 |
22.12 |
Минутка безопасности «Безопасные новогодние праздники» |
1-11 |
Классные руководители |
14 |
23.12 |
Уроки здоровья и безопасности. «Пиротехника - от забавы до беды!». |
1-11 |
Классные руководители |
15 |
23.12 |
Обучение правилам безопасного поведения во время зимних каникул «Безопасное использование тюбингов, саней, лыж, сноубордов и иных аналогичных устройств в зимний период времени.» |
1-11 |
Классные руководители |
№ |
Дата |
Название мероприятия |
Класс |
Ответственный |
|||
Январь |
|||||||
1 |
09.01 |
Обучение правилам безопасного поведения в учреждении образования по каждому предмету и за его пределами |
1-11 |
Классные руководители |
|||
2 |
09.01 |
Проведение рейда «Школьная форма должна быть в «форме». |
|
Носкевич М. В. |
|||
3 |
12.01 |
Конкурс рисунков, плакатов «ЗОЖ», «Путешествие в страну здоровья» |
1-11 |
Носкевич М. В. Шпакевич В.В. |
|||
4 |
17.01 |
Тренинг «Сможешь ли ты устоять?» |
9 «Б» |
Климович А. А. |
|||
5 |
17.01 |
Беседы с обучающими о необходимости горячего питания. |
1-11 |
Классные руководители |
|||
6 |
18.01 |
«Как медведь трубку нашёл» сказка о вреде курения |
1 |
Карпцова Г. И. |
|||
7 |
20.01 |
Профилактическая беседа «Как победить дракона?» |
4 |
Новак В. А. |
|||
8 |
26.01 |
Беседа «Умей сказать нет» |
6 |
Кудласевич С.А. |
|||
|
|
|
|
|
|||
9 |
27.01 |
Диспут «Курить –здоровью вредить» |
8 |
Блоцкая Е.А. |
|||
10 |
28.01 |
Беседы о вредных привычках |
9-11 |
Классные руководители |
|||
11 |
28.01 |
Информационно-познавательная беседа «Наркотики и их вред» |
5 |
Пытель О. В. |
|||
12 |
30.01. |
"Формула здоровья" воспитательное мероприятие по пропаганде ЗОЖ для учащихся 1-11 классов |
1-11 |
Классные руководители |
|||
|
|
||||||
13 |
31.01 |
Устный журнал «Бережём здоровье смолоду» |
7 |
Щучка Л.В. |
|||
Февраль |
|||||||
1 |
03.02 |
Урок –диспут «Путь к доброму здоровью» |
8 |
Блоцкая Е.А. |
|||
2 |
03.02 |
Тренинг «Секреты здоровья» |
1-11 |
Носкевич М. В. |
|||
3 |
03.02. |
Игра – путешествие «Приключение Мойдодыра» |
3 |
Коваль Т.В. |
|||
4 |
09.02 |
«Береги себя!» видеолекторий для учащихся |
7 |
Щучка Л.В. |
|||
5 |
10.02 |
Профилактическая беседа «За шаг до наркотиков» |
11 |
Ярош Н.А. |
|||
6 |
10.02 |
Конкурсно – игровая программа «Весёлые уроки здоровья» |
9«А» |
Куришко Л.В. |
|||
7 |
13.02 |
«Курение- безобидная привычка?» -лекторий для старшеклассников |
9-11 |
Носкевич М.В. |
|||
8 |
15.02 |
Внеклассное мероприятие «Путешествие по стране Здоровья» |
6 |
Кудласевич С. А. |
|||
9 |
|
Месячник оборонно-спортивной работы «Священный долг- Отчизну защищать» (по отдельному плану) |
1-11 |
Коваль С.А. |
|||
10 |
23.02 |
Спортивные соревнования «Мы сильнее» |
9-ые |
Пацук А.Н. |
|||
11 |
24.02 |
Занимательный урок «Дети и дымок от сигарет» |
9 «Б» |
Климович А.А. |
|||
12 |
24.02 |
КВН «Уроки Мойдодыра» |
4 |
Новак В. А. |
|||
13 |
24.02 |
Викторина «20 вопросов и ответов» |
10 |
Семейко Н.И. |
|||
14 |
27.02 |
Урок путешествие в страну доктора Айболита. |
2 |
Яроцкая Н. Ф. |
|||
15 |
На протяжении месяца |
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни |
1-11 |
Классные руководители |
|||
Март |
|||||||
1 |
01.03 |
Беседа «Здоровье на пути в третье тысячелетие» |
11 |
Ярош Н.А. |
|||
2 |
02.03 |
Анкетирование «Дети об алкоголе» |
5-11 |
Носкевич М. В |
|||
3 |
02.03 |
Викторина «Алкоголь – зло» |
9 «Б» |
Климович А. А. |
|||
4 |
|
Беседы, классные часы о вреде алкоголя |
1-11 |
Классные руководители |
|||
5 |
04.03 |
День здоровья |
1-11 |
Коваль С.А |
|||
6 |
07.03 |
Лекция –беседа «Алкоголь и подросток» |
6 |
Кудласевич С.А. |
|||
7 |
07.03 |
Лекция –беседа «Наркотики в молодёжной среде» |
8-11 |
Носкевич М. В |
|||
8 |
10.03 |
Выставка агитационных плакатов: «Нет!» алкоголю» |
5-8 |
Классные руководители |
|||
9 |
13.03 |
Профилактика алкоголизма 9-11 классов Лекция «Причины алкоголизма» |
9-11 |
Классные руководители, медработники. |
|||
10 |
17.03 |
Ролевая игра «Преодолей привычку» |
5 |
Пытель О. В. |
|||
11 |
17.03 |
Урок-суд над алкоголем «Спиртные напитки и здоровье» |
10 |
Семейко Н.И. |
|||
12 |
17.03 |
Устный журнал «Дорога, ведущая вниз» |
9 «А» |
Куришко Л.В. |
|||
13 |
21.03 |
Создание коллажей «Брось сигарету!» |
2 |
Яроцкая Н. Ф. |
|||
14 |
23.03 |
Игра – шоу «Вы рискуете своими лёгкими» |
7 |
Щучка Л.В. |
|||
15 |
24.03 |
Обучение правилам безопасного поведения во время весенних каникул |
1-11 |
Классные руководители |
|||
Апрель |
|||||||
1 |
03.04 |
Обучение правилам безопасного поведения в учреждении образования по каждому предмету и за его пределами |
1-11 |
Классные руководители |
|||
2 |
03.04 |
Проведение рейда «Школьная форма должна быть в «форме». |
1-11 |
Носкевич М. В. |
|||
3 |
05.04 |
Дискуссия «Курение или здоровье – выбирайте сами» |
10 |
Семейко Н. И. |
|||
4 |
06.04 |
Экскурсия «Здоровье от самой природы» |
1 |
Карпцова Г. И. |
|||
5 |
07.04 |
Всемирный день здоровья. КТД «Школа – территория здоровья» (по отдельному плану).Единые уроки здоровья. |
1-11 |
Классные руководители |
|||
6 |
08.04 |
Родительское собрание «Роль родителей в профилактике правонарушений и формировании здорового образа жизни у детей». |
6 |
Кудласевич С.А. |
|||
7 |
13.04 |
Спортивные мероприятия «В спортзал за здоровьем» |
7-11 |
Пацук А. Н. |
|||
8 |
14.04 |
Конкурс буклетов «Хочешь быть здоровым – будь им» |
5-8 |
Классные руководители |
|||
9 |
18.04 |
Акция «ЗОЖ – это модно!» Конкурс электронных презентаций |
9-11 |
Классные руководители |
|||
10 |
21.04 |
Просмотр учебного кинофильма «Никотиновая трагедия» |
5 |
Пытель О. В. |
|||
11 |
22.04 |
Сюжетно-ролеавя игра «Сам себе доктор» |
2-4 |
Коваль Т.В. |
|||
12 |
22.04 |
Спортивный вечер совместно с родителями «Спорт против вредных привычек» |
9-11 родители |
Кудласевич Ю.В. |
|||
13 |
26.04 |
Книжная выставка «Здоровым быть – здорово!» |
6-7 |
Денисковец Л.В. |
|||
14 |
28.04 |
Занимательный урок «Лекарства на обеденном столе» |
7 |
Щучка Л.В. |
|||
|
|||||||
Май |
|||||||
1 |
02.05 |
Коррекционные занятия «Моя вредная привычка» |
9 «А», «Б» |
Носкевич М.В. |
|||
2 |
08.05-12.05 |
Информационные классные часы «История Олимпийских игр» |
1-11 |
Классные руководители |
|||
3 |
11.05 |
Занимательный урок «Вредные и полезные продукты» |
8 |
Блоцкая Е.А. |
|||
4 |
12.05 |
Конкурсная программа «В здоровом теле - здоровый дух» |
4 |
Новак В. А. |
|||
5 |
17.05 |
Классный час «Азбука питания» |
6 |
Кудласевич С.А. |
|||
6 |
18.05 |
День здоровья |
1-11 |
Пацук А. Н. |
|||
7 |
19.05 |
Диспут «Проблемы взросления мальчиков и девочек» |
9 «А» |
Куришко Л.В. |
|||
8 |
19.05 |
Анкетирование «Что я знаю о своём организме» |
9-11 |
Классные руководители |
|||
9 |
19.05 |
Конкурсная программа «Весёлые уроки здоровья» |
5 |
Пытель О. В. |
|||
10 |
22.05 |
Поле чудес «Овощи и фрукты» |
2-4 |
Коваль Т.В. |
|||
11 |
На протяжении месяца |
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни |
1-11 |
Классные руководители |
|||
12 |
23.05 |
Беседа «Здоровый образ жизни» |
2 |
Яроцкая Н. Ф. |
|||
13 |
23.05 |
Урок «Радиация и питание» |
7 |
Щучка Л.В. |
|||
14 |
25.05-25-06 |
Организация и проведение летней оздоровительной кампании |
1-6 |
Шпакевич В.В. |
|||
15 |
25.05 |
Обучение правилам безопасного поведения во время летних каникул (дома, на воде, в лесу, во время грозы, на дороге) |
9,11 |
Классные руководители |
|||
16 |
31.05 |
Обучение правилам безопасного поведения во время летних каникул (дома, на воде, в лесу, во время грозы, на дороге) |
1-8,10 |
Классные руководители |
Методические рекомендации об использовании ученической мебели
(предназначены для специалистов органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, медицинских работников, осуществляющих медицинское обслуживание учащихся)
Учреждения образования относятся к числу учреждений, в которых дети проводят значительную часть жизни в период их интенсивного роста и развития. В это время функциональное состояние организма и его здоровье в значительной степени определяется условиями организации образовательного процесса.
Использование ученической мебели, соответствующей гигиеническим требованиям, имеет большое значение для профилактики нарушений осанки и зрения у детей, а также обеспечения гармоничного физического развития, длительной работоспособности детей.
ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕНИЧЕСКОЙ МЕБЕЛИ
Оснащение учреждений образования ученической мебелью регламентировано действующими Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 № 206 (далее – Санитарные правила).
Согласно Санитарным правилам:
«п. 74. В зависимости от назначения учебных помещений в учреждениях образования используют различные виды ученической мебели:
школьная парта;
столы ученические одноместные и двухместные аудиторные или лабораторные в комплекте со стульями;
конторки.
Стулья должны устанавливаться в комплекте со столами одного размера.
Использование вместо стульев табуреток и скамеек запрещается.
Шкафы и другое оборудование устанавливаются у задней стены учебного помещения.
77. Углы и ребра крышек столов, сидений и спинок стульев должны быть закруглены, не иметь острых выступающих частей и заусенцев.
При ремонте ученической мебели не должны изменяться основные размеры каждой группы столов и стульев, парт.».
В процессе учебных занятий организм учащегося испытывает статическую нагрузку, обусловленную необходимостью длительное время сохранять вынужденную рабочую позу. Эта нагрузка резко увеличивается в случае неправильного устройства мебели, несоответствия ее размеров росту и пропорциям тела учащегося. Одновременно возникают условия, способствующие нарушениям остроты зрения, осанки.
Гигиенические требования, предъявляемые к ученической мебели, в первую очередь касаются ее размеров. Специальными антропометрическими измерениями было установлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые служат для нормирования основных размеров мебели, и их соотношения, при колебании роста детей в пределах 15 см существенно не разнятся. Поэтому данный принцип заложен в Санитарных правилах и межгосударственных стандартах, устанавливающих требования к функциональным размерам ученической мебели (парта, стол, стул).
Основные размеры ученической мебели
Номер ученической мебели | Цвет маркировки ученической мебели | Рост учащегося,в см | Размеры ученической мебели | |
Высота ученических столов (парт),в см | Высота ученических стульев,в см | |||
1 | Оранжевый | от 100 до 115 | 46 | 26 |
2 | Фиолетовый | от 115 до 130 | 52 | 30 |
3 | Желтый | от 130 до 145 | 58 | 34 |
4 | Красный | от 145 до 160 | 64 | 38 |
5 | Зеленый | от 160 до 175 | 70 | 42 |
6 | Голубой | свыше 175 | 76 | 46 |
7 | Черный | свыше 185 | 82 (столы) | 50 |
Кроме высоты столов и стульев в ученической мебели должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола, спинки и сиденья стула. Эти соотношения нормируются значениями дифференция, дистанция спинки и дистанция сиденьяи используются при установлении размерных параметров ученической мебели (приложение 1).
У каждого стула должна быть профилированная спинка, которая используется как дополнительная опора.
На видимых наружных поверхностях столов, парт и стульев должна быть нанесена фабричная цифровая и (или) цветовая маркировка,соответствующая номеру мебели маркировка в виде круга диаметром не менее 10 мм или горизонтальной полосы не менее 10×15 мм, хорошо видимая со стороны прохода между рядами. Способ нанесения цветовой маркировки должен обеспечивать ее длительную сохранность. Допускается нанесение цветовой маркировки выполненной печатным способом с самоклеящейся основой.
Ученическая мебель выпускается нерегулируемой и регулируемой по высоте на три, четыре и пять номеров(приложение 2).
Нерегулируемая по высоте ученическая мебель является оптимальной при подборе в соответствии с ростом.
В регулируемой по высоте мебели невозможно обеспечить все размеры стула в соответствии с антропометрическими данными учащихся. Вместе с тем, регулируемая по высоте мебель получила наиболее широкое распространение с учетом ряда ее преимуществ над нерегулируемой. Так, регулирование ученической мебели на 3, 4 и 5 номеров дает возможность подбора ее по росту практически всем учащимся, не требуется ежегодное в начале и середине учебного года передвижение мебели из одного учебного помещения в другое, что способствует сохранности мебели.
Преимущественным видом ученической мебели для учащихся 1 - 4-х классов должна быть парта с наклонной поверхностью рабочей плоскости 7 - 12°. При использовании ученических столов и стульев существует вероятность подмены стульев (при проведении уборки помещения, к примеру) и их несоответствия номеру стола, также повышается вероятность неправильной позы учащегося ввиду значительного отодвигания стула от стола или его задвигания под стол. В парте же величина дистанции сиденья остается постоянной величиной (передний край поверхности сиденья заходит за край рабочей плоскости парты со стороны сидящего на 4 см).
При выборе ученических столов предпочтение должно отдаваться столам с наклонной рабочей поверхностью (под углом от 7 до 16°).
В соответствии с законодательством Евразийского экономическогосоюза и Республики Беларусь ученическая мебель подлежит обязательной сертификации, ее безопасность должна быть подтверждена сертификатом соответствия.
ТРЕБОВАНИЯ К РАССТАНОВКЕ УЧЕНИЧЕСКОЙ МЕБЕЛИ
Согласно требованиям Санитарных правил:
«76. При расстановке столов и парт должны соблюдаться следующие требования:
столы и парты расставляются преимущественно в три ряда по номерам: меньшие – ближе к классной доске, большие – дальше;
для детей с нарушением слуха и зрения парты (столы) независимо от их номера ставятся первыми;
столы и парты устанавливаются параллельно стене со световыми оконными проемами при обязательном левостороннем освещении;
расстояние между рядами одноместных столов должно быть не менее 0,5 м, двухместных – не менее 0,6 м;
расстояние первого ряда столов и парт от стены со световыми оконными проемами – не менее 0,5 м;
расстояние третьего ряда столов и парт от внутренней стены – не менее 0,5 м;
расстояние последних столов, парт до задней стены – не менее 0,7 м;
наибольшая удаленность последнего места учащегося от классной доски – не более 8,6 м;
расстояние от первых столов, парт до доски должно быть 1,6 - 2,0 м в среднем ряду и 2,4 м – в крайних рядах (должно обеспечивать угол рассмотрения 35º).
Могут использоваться другие варианты расстановки столов и парт с обязательным соблюдением установленного гигиенического норматива уровня естественной освещенности рабочих мест, правостороннее освещение должно быть кратковременным.
82. Высота подвеса нижнего края классной доски должна быть 85 см в учебных помещениях для учащихся 1 - 4-х классов и 95 см – для учащихся 5 - 11- х (12-х) классов. Классные доски должны иметь лоток для задержания меловой пыли, хранения мела, уборочных салфеток или ветоши, держатель для указки и чертежных принадлежностей.».
Основным критерием при подборе ученической мебели для организации оптимального рабочего места учащихся является длина его тела.
Для рационального подбора мебели рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками.
Измерения длины тела проводят в обычной обуви. При измерении длины тела ребенок становится спиной к ростовой линейке, касаясь ее пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голова – в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха расположены в одной горизонтальной плоскости. Для измерения длины тела горизонтальную планку опускают до соприкосновения с головой ребенка без надавливания. Необходимо следить за тем, чтобы обследуемый ребенок не прислонялся затылком к вертикальной стойке ростомера и не запрокидывал голову. Измерение длины тела проводится с точностью до 0,5 см.
Если используются данные роста из медицинских документов учащегося, необходимо к указанным показателям прибавить 2 см на высоту каблука.
Каждый учащийся должен знать, каким цветом должно быть промаркировано его рабочее место, следить за тем, что бы совпадала маркировка парты (стола) и маркировка стула.
В каждом учебном помещении должна быть установлена ученическая мебель 2 - 3 размеров в соответствии с ростом учащихся. Как правило, в каждой возрастной группе учащихся один из номеров мебели преобладает (1-е классы – № 1, 2-е классы – № 2, 3-и классы – № 3, 4-е классы – № 4, 5 - 9 классы – № 5, 10 - 11 классы – № 6).
Для оптимального подбора ученической мебели для учащихся 5 - 11-х классов нецелесообразно использование кабинетной системы обучения,за исключением кабинетов информатики, химии, физики, трудового обучения.
При необходимости организации занятий в две смены оптимальным является размещение в одном учебном помещении учащихся одного возраста (третий-третий классы, четвертый-четвертый классы) или смежных по возрасту классов (третий-четвертый классы или пятый - четвертый классы). Однако на практике распространено, когда все третьи и четвертые классы обучаются во вторую смену, при этом третьи классы размещают в помещениях первых классов, а четвертые – в помещениях вторых классов. В данном случае ориентироваться при установке мебели необходимо на более старшую возрастную группу и предусмотреть установку дополнительных парт для оптимального подбора мебели. В случае невозможности подбора мебели в соответствии с ростом, возможно рассаживание учащихся за мебелью на один номер больше и исключение рассаживания за мебелью меньшего номера.
Согласно требованиям Санитарных правил:
«128. Рассаживание учащихся проводится с учетом их роста и состояния здоровья дважды в течение учебного года (сентябрь, январь).
Рассаживание учащихся с нарушениями и отклонениями в состоянии здоровья за ученической мебелью должно проводиться с учетом рекомендаций врача с соблюдением следующих требований:
учащихся со сниженной остротой зрения и слуха рассаживают ближе к классной доске, с высоким ростом – в первый и третий ряды;
учащихся с ревматическими заболеваниями, часто болеющих ангиной, острым воспалением верхних дыхательных путей необходимо рассаживать дальше от окон;
учащихся, пишущих левой рукой, рассаживают за партой парами или по одному, либо слева от пишущих правой рукой;
не менее двух раз за учебный год учащиеся, сидящие в первом и третьем рядах, меняются местами, не нарушая соответствия мебели росту.»
Учащихся с нарушением остроты зрения целесообразно рассаживать в ряду у окна, при хорошей коррекции зрения – в любом ряду.
Для учащихся 1 - 4 классов с избыточной массой тела целесообразно использование вместо парты стола и стула ученического.
В школах все более активно стали использоваться конторки. Использование конторок в учебном процессе повышает двигательную активность детей на уроке, уменьшает статическую нагрузку на позвоночник, восполняет дефицит механической нагрузки на стопы и суставы нижних конечностей. Особое значение использование конторок в процессе обучения имеет для первоклассников, так как это помогает адаптировать их к вынужденным статическим нагрузкам.
Целесообразно устанавливать в учебном помещении не менее 2-х конторок (для возможности использования двух возрастных групп без регулирования высоты столешницы).
К конторкам согласно Санитарным правилам предъявляются следующие требования(пункты 75, 76, 128):
высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к учащемуся, должна быть 75 см для учащихся ростом 115 - 130 см, 85 см –ростом 130 - 145 см, 95 см – ростом 145 - 160 см;
угол наклона столешницы должен быть 15 - 17°;
конторки устанавливаются последними в рядах или в первом ряду от стены, противоположной стене со световыми оконными проемами с соблюдением требований по размерам проходов;
продолжительность непрерывной работы за конторкой – 7 - 10 минут для учащихся 1 - 4 классов, 15 минут - для учащихся 5-11-х (12-х) классов.
Оптимальными являются конторки, у которых столешница закреплена на 2-х опорах с размером не менее 60 см×60 см, регулируемые по высоте, имеющие держатель для учебника.
При рассаживании учащихся за ученической мебелью используются рекомендации врача согласно медицинским справкам, рекомендации врача должны быть отражены в классном журнале в сведениях о состоянии здоровья учащихся.
Сведения о результатах рассаживания учащихся заносятся учителем в классный журнал по установленной форме. В случае невозможности подбора мебели в соответствии с ростом учитель должен сообщить завучу для решения проблемы подбора мебели.
Контроль за правильностью рассаживания учащихся за мебелью, как правило, возлагается на завуча учреждения.
В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья необходимо с первых дней обучения воспитывать и формировать правильную рабочую позу учащихся за партой (столом).
Для формирования правильной осанки необходимо научить ребенка сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу:
сидеть глубоко на стуле;
ровно держать корпус и голову;
ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол;
при размещении учащегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь;
предплечья должны свободно лежать на столе, не прижимаясь к нему, на тетради лежит правая рука и пальцы левой руки;
расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев;
при овладении навыками письма учащийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя – сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Оценка соответствия между столом и стулом – согласно приложению 3.
В учебном помещении следует поместить рисунок «Правильно сиди при письме», чтобы учащиеся всегда имели его перед глазами. Выработка определенного навыка достигается объяснением, подкрепленным показом, а также систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки учитель должен повседневно контролировать правильность позы учеников во время занятий. Роль учителя в формировании среди учащихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех-четырех лет обучения, когда у них формируется этот навык.
Целесообразно в пределах компетенции педагогических работников согласно данным Методическим рекомендациям предложить заместителям директоров по учебно-воспитательной работе учреждений общего среднего образования проводить ежегодно тестирование учителей по теме «Ученическая мебель» по предлагаемым вопросам согласно приложению 4.
ГП НПЦГ– Грекова Н.А., Полянская Ю.Н., ГУ РЦГЭ и ОЗ – Малахова А.А.
Приложение 1
к Методическим рекомендациям об использовании ученической мебели
Основные гигиенические принципы, заложенные при установлении размерных параметров ученической мебели
Кроме высоты столов и стульев межгосударственными стандартами устанавливается ряд других немаловажных параметров мебели. Размеры и соотношения основных частей ученических стола и стула (парты) установлены на основании специальных антропометрических исследований учащихся.
Так, для определения высоты сиденья в качестве ведущей величины принята средняя длина голени со стопой. Рассчитывая глубину сиденья, исходят из неполной средней величины бедра учащегося.
Посадка учащихся устойчива и менее утомительна, площадь опоры достаточна, если глубина сиденья предусматривается не менее 2/3 и не более 3/4 длины бедра.
В ученической мебели должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола, спинки и сиденья стула. Эти соотношения нормируются значениями дифференция, дистанция спинки и дистанция сиденья.
Основные параметры, определяющие соответствие парты росту ребенка: 1 – высота обращенного к ученику края крышки; 2 – высота сиденья; 3 – дифференция; 4 – отрицательная дистанция; 5 – дистанция спинки; 6 – откидная часть крышки; 7 – глубина сиденья.
Расстояние (по вертикали) от края стола со стороны сидящего до сиденья – дифференция, равна разности высот сиденья и локтя свободно опущенной руки учащегося с добавлением 5 - 6 см: заниженная или завышенная дифференция вынуждает учащегося опускать или поднимать правое плечо во время письма, что приводит к ассиметрии тела, нарушению осанки, а также к недопустимому сокращению или увеличению расстояния от глаз до книги (тетради).
Расстояние (по горизонтали) от края крышки стола со стороны сидящего до спинки стула – дистанция спинки, считается оптимальной, если она не превышает передне-задний диаметр туловища учащегося более чем на 5 см. При завышенной дистанции спинки учащийся лишен возможности использовать спинку стула как дополнительную опору: центр тяжести туловища по отношению к точке опоры смещается вперед. При недостаточной дистанции спинки учащийся оказывается зажатым между крышкой стола и спинкой сиденья: рабочая поза становится неудобной, статическая нагрузка увеличивается, утомление прогрессирует, работоспособность падает.
Расстояние (по горизонтали) между краем крышки стола со стороны сидящего и краем сиденья – дистанция сиденья, должно быть только отрицательным (не менее 4-х см и не более 8 см). При нулевой и особенно положительной дистанции сиденья учащийся, для правильного размещения предплечья на столе, вынужден тянуться вперед: рабочая поза становится неудобной, усугубляющей статическую нагрузку.
Согласно межгосударственным стандартам ученическая мебель выпускается нерегулируемой и регулируемой по высоте на три, четыре и пять номеров (приложение 2).
В регулируемой по высоте ученической мебели ряд размерных параметров остаются неизменными (к примеру, ширина и глубина сиденья, ширина и длина спинки) и нормируются по наибольшему номеру, а отдельные параметы стульев (эффективная глубина сиденья, высота линии перегиба спинки, высота нижнего края спинки над сиденьем и высота верхнего края спинки над сиденьем) нормируются по среднему размеру.В связи с вышеуказанным иногда можно услышать мнение о несоответствии производимой мебели отдельным пропорциям тела учащегося.
Приложение 2
к Методическим рекомендациям об использовании ученической мебели
Выдержки из межгосударственных стандартов по ученической мебели.
В соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 11016-93 (ИСО 5970-79) «Стулья ученические. Типы и функциональные размеры» (с внесенными изменениями № 1 в 2012 г. и № 2 в 2013 г.) стулья производятся 7 размеров.
Таблица 1
Наименование размера | Значение для стула (в мм), номера | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Высота сиденья h5 | 260 | 300 | 340 | 380 | 420 | 460 | 500 |
Эффективная глубина сиденья* (допускается отклонение минус 20 мм) t4 | 260 | 290 | 330 | 360 | 380 | 400 | 420 |
Ширина сиденья b3, не менее | 250 | 270 | 290 | 320 | 340 | 360 | 360 |
Высота линии перегиба спинки w, не более | 160 | 170 | 190 | 200 | 210 | 220 | 230 |
Высота нижнего края спинки над сиденьем h6, не более | 120 | 130 | 150 | 160 | 170 | 190 | 200 |
Высота верхнего края спинки над сиденьем h7, не более | 250 | 280 | 310 | 330 | 360 | 400 | 440 |
Ширина спинки b4, не менее | 250 | 250 | 250 | 280 | 300 | 320 | 320 |
Радиус изгиба переднего края сиденья r1 ** | 20-50 | 20-50 | 20-50 | 20-50 | 20-50 | 20-50 | 20-50 |
Радиус спинки в плане r2, не менее*** | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 |
Угол наклона сиденья δ, град | 0-4 | 0-4 | 0-4 | 0-4 | 0-4 | 0-4 | 0-4 |
Угол наклона спинки β, град | 95-130 | 95-130 | 95-130 | 95-130 | 95-130 | 95-130 | 95-130 |
* Эффективная глубина сиденья –размер по горизонтали от передней кромки сиденья до наиболее выпуклой части спинки, измеряемый по оси стула и соответствующий минимальной глубине сиденья. ** Отсутствует при наличии наклона передней половины сиденья. *** Допускается прямая спинка, не имеющая радиуса в плане.Допускается угол наклона передней половины сиденья до плюс 8°. |
Ученические стулья изготавливаются двух типов: I – стулья с постоянными параметрами; II – стулья с регулируемыми параметрами.
Поверхность сиденья может быть плоской или иметь углубление. Углубление не должно быть более 10 мм и должно занимать задние 2/3 эффективной глубины сиденья. Самая глубокая часть должна приходиться на точку, расположенную от передней кромки сиденья на 3/4 его эффективной глубины.
Углы сиденья и спинки стула должны быть притуплены (зашлифованы) или иметь в плане скругление радиусом 10 - 30 мм.
Высота сиденья h5 в стульях типа II должна регулироваться по размерам: 1 - 3, 3 - 5 и 5 - 7.
В стульях номеров 1 - 3 эффективная глубина сиденья, высота линии перегиба w спинки, высота нижнего края спинки над сиденьем h6 и высота верхнего края спинки над сиденьем h7 должны соответствовать нормам для стула номера 2. Ширина сиденья b3, ширина спинки b4 и остальные размеры должны соответствовать значениям, указанным для стула номера 3.
В стульях номеров 3 - 5 эффективная глубина сиденья, высота линии перегиба спинки w, высота нижнего края спинки над сиденьем h6 и высота верхнего края спинки над сиденьем h7 должны соответствовать нормам для стула номера 4. Ширина сиденья b3, ширина спинки b4 и остальные размеры должны соответствовать нормам для стула номера 5.
В стульях номеров 5 - 7 эффективная глубина сиденья, высота линии перегиба спинки w, высота нижнего края спинки над сиденьем h6 и высота верхнего края спинки над сиденьем h7 должны соответствовать нормам для стула номера 6. Ширина сиденья b3, ширина спинки b4 и остальные размеры должны соответствовать нормам для стула номера 7.
В соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 11015-93 (ИСО 5970-79) Столы ученические. Типы и функциональные размеры (с изменением № 1 в 2013 г.) столы производятся 7 размеров.
Наименование размера | Значение для стола, номера | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Высота рабочей плоскости h1, не менее | 460 | 520 | 580 | 640 | 700 | 760 | 820 |
Расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног) h2, не менее | 350 | 410 | 470 | 530 | 590 | 650 | 710 |
Расстояние от пола до элементов, выступающих над коленями (высота пространства для ног, согнутых в коленях)h3, не менее | 350 | 350 | 400 | 400 | 450 | 500 | 550 |
Ширина рабочей плоскости t1, не менее | 450 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 |
Длина рабочей плоскости b1, не менее: | |||||||
одноместный стол | 600 | 600 | 600 | 600 | 600 | 600 | 600 |
двухместный стол | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 |
Расстояние между опорными элементами стола на одно место (ширина пространства для ног)b2, не менее | 420 | 420 | 420 | 420 | 450 | 450 | 450 |
Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих перед его коленями (глубина пространства для ног) t2, не менее | 300 | 300 | 300 | 350 | 400 | 400 | 400 |
Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих над стопой (глубина пространства для ног при сидении с вытянутыми ногами)t3, не менее | 400 | 400 | 400 | 400 | 450 | 450 | 450 |
Примечание - Допускается изготовление подножки на расстоянии от края стола со стороны сидящего высотой не более 70 мм. |
Столы типа II регулируются по высоте: на пять номеров – 3 - 7; на три номера – 3 - 5 и 5 - 7.
При этом высота рабочей плоскости h1 и расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног) h2, должны изменяться в соответствии с таблицей. Остальные размеры столов должны соответствовать: в столах номеров 3 - 7 и 5 - 7 – размерам для стола номера 7; в столах номеров 3 - 5 – размерам для стола номера 5.
По требованию потребителя допускается для номеров 3, 4, 5, 6 изготовление одноместных столов с длиной рабочей плоскости 700 мм и двухместных столов с длиной рабочей плоскости 1300 мм.
Крышка стола должна быть горизонтальной или иметь приспособления для установки ее горизонтально и под углом от 7 до 16°. При переводе крышки в наклонное положение высота края стола, обращенного к ученику, не должна уменьшаться более чем на 10 мм.
При наличии в ученических столах полки высота ниши должна быть не менее 60 мм.
В столах с крышками, устанавливаемыми в двух положениях, – горизонтальном и наклонном, должны быть предусмотрены углубления для хранения ручек и карандашей. Столы с горизонтальными крышками допускается изготовлять без углублений для ручки и карандаша.
Углы крышек стола должны быть притуплены (зашлифованы) или иметь в плане скругление радиусом 10 - 30 мм.
В соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 5994-93 (ИСО 5970-79) «Парты. Типы и функциональные размеры (с изменением № 1 в 2013 г.) парты производятся 4 размеров (1 - 4) для учащихся 1 - 4.
Общие требования безопасности мебели, в том числе ученической, установлены в техническом регламенте Таможенного союза Р ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции» (далее – ТР ТС 025/2012), с которым можно ознакомиться на сайте Евразийской экономической комиссии (http://www.eurasiancommission.org/).
Согласно ТР ТС 025/2012:
из мебели не должны выделяться в окружающую среду летучие химические вещества 1-го класса опасности, а другие в количествах, которые могут оказать прямое или косвенное неблагоприятное воздействие на организм (установлен перечень возможных выделяемых химических веществ и их предельно допустимые концентрации);
мебель не должна создавать в помещениях специфического запаха более 2 баллов;
допустимая удельная активность цезия 137 в древесине и древесно-стружечных материалах, используемых для изготовления мебели, не должна превышать 370 Бк/кг;
уровень напряженности электростатического поля на поверхности мебели для сидения в условиях эксплуатации (при влажности воздуха помещения 30 - 60%) не должен превышать 15,0 кВ/м;
поверхности мебельных деталей из древесных плитных материалов (пласти и кромки) должны иметь защитные или защитно-декоративные покрытия, за исключением: невидимых поверхностей в сопрягаемых соединениях; отверстий в местах установки фурнитуры; кромок щитов, остающихся открытыми при установке задней стенки «накладной» или «в четверть»;
ученическая мебель должна предусматривать возможность проведения влажной дезинфекции рабочих и фасадных поверхностей.
Согласно ТР ТС 025/2012 к мебели также предъявляется ряд требований механической (устойчивость, статическая и ударная прочность, жесткость, деформируемость, величина прогибов и другие), пожарной и электрической безопасности, а также требования к используемым для производства мебели материалам.
Приложение 3
к Методическим рекомендациям об использовании ученической мебели
Метод оценки соответствия между стулом и столом
Общеизвестно, что учащиеся, находясь в положении сидя, могут занимать разнообразные позы. Для того, чтобы решить вопрос о соответствии между стулом и столом, необходимо выбрать удобное положение и проверить семь параметров в соответствии с рисунком. На нем показано правильное положение учащегося, сидящего за столом, которое удовлетворяет одновременно всем необходимым параметрам.
А – согнутые в коленях ноги учащегося (в обуви) должны размещаться на плоской поверхности пола;
В – должно быть достаточное пространство между бедрами и нижней частью стола;
С – не должно быть никакого давления на передний край стула, между поверхностью сиденья и бедром;
D – высота стола должна быть выбрана таким образом, чтобы локти сидящего приближались к такому же уровню по отношению к краю крышки стола со стороны сидящего, на каком они находятся, когда кисти рук опущены вертикально вниз;
Е – спинка стула должна крепко поддерживать спину сидящего в поясничной области и нижней части лопаток;
F – должно быть свободное пространство между задней частью ног и передним краем сиденья;
G – должно быть предусмотрено свободное пространство между опорой лопаток и сиденьем для обеспечения свободного движения на стуле.
Приложение 4
к Методическим рекомендациям об использовании ученической мебели
Вопросы для тестирования учителей по теме «Ученическая мебель».
1. 2 сантиметра
2. ничего не нужно прибавлять
3. 1 сантиметр
6. Расстояние парт (столов) в среднем ряду до классной доски должно быть
1. 1,6 - 2,0 м
2. 2,4 м
3. 1,2 м
7. Расстояние между рядами двухместных столов должно быть не менее
1. 0,5 м
2. 0,6 м
3. 0,4 м
8. Рассаживание детей проводится с учетом:
9. Учащийся с ростом 129 см (согласно медицинской справки) должен сидеть за мебелью размером:
1. № 3
2. № 1
3. № 2
10. Самый высокий учащийся в классе с нарушением остроты зрения сидит:
11. Рассаживание учащихся проводится:
12. При необходимости подбора рабочего места для учащегося начальных классов с избыточной массой тела Вы выберете:
13. Самое оптимальное размещение в одном учебном помещении учащихся 1 - 4 классов в первую/вторую смену:
1. третий/третий класс
2. второй/третий класс
3. первый/третий класс
14. Какой из предлагаемых вариантов размещения 3-х и 4-х классов в первую/вторую смену Вы выберите как наиболее рациональный:
1. вторые/четвертые и первые/третьи классы
2. вторые/третьи классы и пятые/четвертые классы
3. первые/четвертые и вторые/третьи классы
15. При формировании рабочей позы с использованием стола и стула дистанция сиденья должна быть:
1. 0 см
2. минус 4 см
3. плюс 4см
Оценка результатов:
зачтено – 15 правильных ответов;
условно зачтено – 13 правильных ответов;
не зачтено – 12 и менее правильных ответов.
Представитель РЦГиЭ
провела с учащимися беседу о правильном питании, о таком заболевании у детей, как сколиоз.
В рамках проекта Школа территория здоровья, для проведения беседы с учащимися была приглашена заведующая ФАПа Торчило Людмила Петровна, которая рассказала о "Весеннем авитаминозе у ребенка".
Учащиеся с удовольствием слушали, задавая интересующие вопросы. Они узнали о правилах питания в весенний период, о том какие витамины необходимо принимать, чтобы избежать проблем со здоровьем. Вот некоторые из них:
Основным способом борьбы с авитаминозом является разнообразное питание. На протяжении критического зимне-весеннего периода следует обеспечить рацион питания с высоким содержанием витаминов и минералов.
Пусть ребенок съедает не менее одного фрукта в день – яблоко, апельсин, гранат, банан;
В проекте Школа- Территория Здоровья, запланированы классные часы, посвященные ЗОЖ
В проекте Школа- территория Здоровья, запланированы классные часы, посвященные ЗОЖ. Одно из них под темой "Учись быть здоровым", подготовила классный руководитель 9 Б, Кудласевич Светлана Адамовна. Ребята работали в группах, проходя уровни, задания, они открывали новые для себя правила ЗОЖ. В конце был подведён итог, в котором ученикам была дана возможность высказать свое мнение, а также то, о чем они узнали впервые.