Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Столинского райисполкома
Государственное учреждение образования
Коротичская СШ
Растим читателя
Советы родителям
Когда читать?
Как читать?
А теперь – советы библиотекарей и психологов.
Выделяйте время для чтения каждый день
Начинать читать надо с первых же месяцев жизни. Читая малышу, вы как бы расширяете его мир, помогаете ему получать удовольствие от чтения, пополняете запас его знаний и словарный запас. Ребенок учится слушать книгу, переворачивать страницы, водить пальчиком слева направо, запоминает слова, которые видит и слышит. Малыши обожают регулярное (а не от случая к случаю) чтение с родителями! Выбирайте небольшой промежуток времени, когда вы можете расслабиться и не торопиться – перед сном, или когда у вас перерыв в домашних хлопотах.
Не забывайте, что ребенку могут почитать дедушка с бабушкой , старшие брат или сестра, любой член семьи. Приходите в библиотеку, где ему могут почитать более взрослые читатели. Все время обращайтесь к книге и чтению. Купите несколько книг домой, чтобы ваш малыш мог с ними возиться.
Выбирайте книги с осторожностью
Читая с ребенком вместе постоянно, вы обязательно заметите, какие книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Прибегайте к помощи библиотеки и библиотекаря в выборе книг, похожих на эти. Ведь именно там есть литература для любого возраста и уровня развития. Не считайте, что все необходимые ребенку книги есть у вас дома – это ошибка многих читающих родителей. И она не только в том, что домашние библиотеки не могут быть разнообразнее публичных. Вашего ребенка просто может вдохновлять пример других читающих детей. Как их много в библиотеке и сколько книг! Это очень важно для формирования маленького читателя, который воспитывается на подражании. Другие книги и читатели как бы передают эстафету вашему ребенку. Это поможет ему привыкнуть к разнообразию книг, к читательскому поведению детей и взрослых и обязательно скажется на дальнейшей жизни, учебе, подготовит к обучению в школе. Мир книг и библиотека не будет для него неведомой страной. «Как много интересных книг, и все можно прочитать самому». Так появляется стимул к чтению.
Медленно с удовольствием
Не так важно, что вы читаете, но как вы читаете! Когда читаете быстро и монотонно, ребенок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, сами получая удовольствие от чтения. Будьте актерами (вспомните о нереализованных мечтах стать «звездой экрана»)! Пытайтесь читать разными голосами за разных героев, передавая их характер. Вашему малышу это понравится!
Читайте, прерывая чтение разговорными паузами, рассматриванием картинок в книге. Это даст малышу время вдуматься в то, что он слышит, «переваривать» прочитанное, понять события, место и героев.
Обязательно задавайте вопросы сами и отвечайте на те, что возникнут у малыша, выслушивайте, как он сам рассказывает и передает свои впечатления от прочитанного. Присматривайтесь во время чтения к ребенку. Иногда он явно не хочет прерывать чтение, особенно если история незнакомая, и он слышит ее впервые. Иногда он захочет сначала рассмотреть картинки, расспросить вас, о чем книга. Будьте снисходительны и не останавливайте его. Чтение должно быть удовольствием. Помните, чтение книг – это грандиозная репетиция и предопределение будущего отношения к учебе.
Читайте везде и всегда
Читать можно везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поездке, ожидая приема у врача. Пусть в вашей сумке с детскими принадлежностями, игрушками, бутылочками и сосками обязательно лежит книга.
Когда ваш ребенок научится различать буквы и читать по слогам, поощряйте чтение вывесок, названий взрослых книг, ваших рабочих документов – все пойдет на пользу делу.
Не заставляйте ребенка читать
Никогда не усаживайте малыша за чтение (с родителями или самостоятельно), если он этого не хочет.Это один из самых действенных способов убить у него интерес к чтению книге. Не хочет – оставьте его в покое или заинтересуйте чтением. Чтение из-под палки – путь к не чтению вообще. И если ваш уже выросший ребенок, школьник, читает только комиксы или примитивные издания – воздержитесь от критики. Помните: он читает! Ищите позитивные и эффективные пути продвижения к его душе более интересных и полезных и более значимых книг. Выбирайте самые популярные в детской среде темы и книги (вам на помощь всегда придут библиотекари) и приготовьтесь к долгому пути поиска любимых книг, интересных тем и авторов
Показывайте ребенку свою заинтересованность в его чтении
Нет ничего важнее для воспитания читателя, чем воспитание в ребенке любви к чтению. Будьте Великими Проводниками в мире книг, а не Великими Погонщиками и Оценщиками того, что и как читает ваш ребенок.
Просите вашего ребенка почитать вам, когда он уже научиться читать. Не урок, заданный в школе, а просто хорошую историю, пока вы что-то делаете руками, на кухне, например. Если ребенок делает ошибки при чтении, то, когда ошибка не имеет значение для восприятия текста, не перебивайте его сразу, не дайте ему потерять увлеченности историей, которую ОН читает ВАМ, преисполненной важности. Можно вернуться и прочитать слово правильно и позже.
Дайте ему уверенность в том, что вам интересно и полезно его чтение. Никогда не показывайте, что вы слушаете его по необходимости или проверяя задание. Поощряйте его чтение вслух: газеты, журналы, истории, сказки. Вам некогда почитать, и он это делает для вас. Нет лучшего способа поощрить чтение! Обсудите прочитанное: удивитесь, обрадуйтесь, ужаснитесь вместе с ним.
Все это не сложно. И если вы последуете нашим советам, то незаметно для себя воспитаете Настоящего Читателя. Вашему ребенку будет намного легче учиться. Он будет знать, чем заняться в свободное время. Он с легкостью будет находить и творчески перерабатывать любую информацию. И все это обязательно приведет его к успеху!
ОПЛАТА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ
УЧЕБНИКАМИ И УЧЕБНЫМИ ПОСОБИЯМИ
В 2022/2023 УЧЕБНОМ ГОДУ
Стоимость пользования школьным учебниками рассчитывается исходя из базовой ставки. Постановлением Совмина №839 от 24 июня 2011 года плата за пользование учебниками для учеников 1-11 классов установлена на уровне 50% от базовой величины.
Постановлением Совмина №792 от 31.12.2021 с 1 января 2022 базовая величина в Беларуси составляет 32 рубля.
Итого заплатить за пользование учебниками в 2022/2023 учебном году надо будет 16 руб. В 2021/2022 учебном году эта сумма была меньше на 1,5 рубля (14,5 руб.), поскольку тогда базовая величина была 29 руб.
Для кого плата за учебники будет снижена и на сколько
Многодетным семьям положена скидка на оплату за пользование школьными учебниками – они оплачивают 50% от суммы. В 2022 году многодетные заплатят за пользование учебниками 8 руб.
Для получения скидки многодетным семьям надо предоставить в школу (гимназию) следующие документы:
Скидка в 100% оплату за пользование школьным учебниками предусмотрена для детей-инвалидов, детей-сирот, детей, воспитывающихся в опекунских семьях, детей, родители которых являются инвалидами 1 или 2 группы.
НА ЧТО ИМЕЮТ ПРАВО РОДИТЕЛИ
Личные права
Имущественные права
Нужно помнить, что все права и обязанности родителей в отношении их детей прекращаются с достижением детьми 18 лет.
Это основные права и обязанности родителей.
КАК ПОДРУЖИТЬ РЕБЕНКА С КНИГОЙ
Как подарить детям радость чтения
Всем родителям хочется, чтобы их ребенок вырос умным и любознательным. В современном мире существует много возможностей для всестороннего развития личности. Однако ученые бьют тревогу: дети теряют способность к строгому мыслительному процессу, к логическому мышлению. Все чаще телевизор, компьютер заменяют им книги. Чтение превращается в скучный учебный предмет, когда дети читают лишь программные произведения. Как же вернуть детям книгу? Чтобы воспитать в ребенке активного читателя, нужно прежде всего развивать у него познавательный интерес.
Слово “интерес” происходит от латинского interest — “имеет важное значение” и означает неравнодушие к чему-нибудь. О наличии познавательного интереса у ребенка говорят его стремление к углубленному изучению предмета, регулярное самостоятельное пополнение знаний в какой-то области, активное приобретение необходимых для усвоения этих знаний способов познания, преодоление возникающих в работе трудностей, умение не отвлекаться, сосредотачивать внимание на основной теме, ставить вопросы, проявлять инициативу, эффективно использовать свободное время и т. п. Познавательный интерес постоянно изменяется. Он гаснет без поиска, творчества, возможности приобретения новых знаний и умений.
Необходимо знать условия, которые обеспечивают пробуждение и развитие познавательного интереса:
Познавательный интерес можно развивать через общение детей со взрослыми. Гуляя с ребенком на свежем воздухе, рассказывайте ему об удивительном мире животных и растений, о движении облаков, о том, какой путь проделало маленькое зернышко, чтобы стать вкусной булочкой, и т. д. Посещайте театры, выставки, библиотеки. Читайте и обсуждайте книги, детские газеты и журналы, отдельные заметки из периодических изданий для взрослых. Ведь чтение — один из лучших способов удовлетворения потребности в пище для ума.
Домашняя библиотека
Формируя у детей читательский интерес, следует позаботиться, чтобы они читали литературу разных жанров: сказки, приключения, научную фантастику, басни, произведения афористического жанра и др. В доме должна быть домашняя библиотека. Известны разные виды таких библиотек: рабочая (содержит вспомогательную, справочную литературу), специальная (включает книги по отдельным областям знаний), универсальная (объединяет издания общекультурного, общеобразовательного характера), библиофильская (состоит из редких книг).
Комплектовать “личную” библиотеку школьника можно по-разному, в зависимости от его интересов, возраста, материальных возможностей семьи. Но в ней обязательно должны быть представлены:
О. В. Шурпан, кандидат педагогических наук, доцент; А. В. Созанович, старший преподаватель БрГУ им. А. С. Пушкина
Как подружить ребенка с книгой
Первые шаги
Еще несколько лет назад родители с трудом могли приобрести хорошую детскую книгу в магазине. Сейчас же все обстоит иначе — на прилавках много детской литературы, и в этом изобилии очень трудно ориентироваться. У родителей появилась другая проблема: как не ошибиться и выбрать книгу, которая будет интересна и полезна для ребенка?
Вот несколько рекомендаций:
Выбрав книгу для чтения, сначала покажите ее ребенку, расскажите о том, как она попала в дом. Полистайте ее вместе, рассмотрите рисунки. Пусть ребенок сам полистает книгу. Когда он удовлетворит свое любопытство, заострите его внимание на том или ином рисунке, называя и показывая детали.
Когда ребенок начнет получать удовольствие от подобного совместного “чтения”, можно перейти к совместному пересказу текста, показывая и называя предметы, героев книги, изображенных на рисунках. Однако старайтесь, чтобы пересказ не был чрезмерно длинным, не содержал сложные предложения и обороты речи.
Вслед за этим переходите к более сложным пересказам сюжета и к собственно чтению. Но как только заметите, что малыш устал, переключите его внимание на другой вид деятельности, чтобы не сформировать негативное отношение к чтению.
Учитывайте характер своего ребенка. Один малыш может подолгу сидеть с мамой и завороженно слушать даже сложные для него истории, а другой вырывается и убегает, как только родители начинают ему читать. Причин может быть много. Например, взрослые читают слишком быстро, слишком медленно или слишком долго, и ребенок утомился; малыш плохо себя чувствует, устал или хочет в этот момент заниматься чем-нибудь другим; рисунки в книге неинтересные, непонятные, или их мало.
Не старайтесь хитростью, а тем более силой заставить малыша читать или слушать чтение. Ваши действия могут стать причиной снижения у него интереса к книге.
Читать — это интересно!
Интерес к чтению формируется с приобретением опыта переживания сюжета книги, полного погружения в описываемые события. Ребенок должен испытать состояние сопереживания героям и сосуществования с ними в воображаемом пространстве. Если вы услышите: “Я даже забыла, что я читаю книгу”, “Мне кажется, что эти ребята — мои друзья, как Наташа и Дима”, “Читать интереснее, чем смотреть фильм, потому что я представляю все очень подробно и так, как мне хочется”, — значит, какой-то рубеж вашим ребенком уже преодолен, и именно теперь он начинает приобретать опыт Читателя.
Скорость чтения является важным, но отнюдь не главным условием для накопления такого опыта. Ребенок может обладать мини-мальными навыками, но увлечение содержанием побуждает его читать все быстрее и быстрее. Поэтому очень важно найти книги, которые заинтересуют его по-настоящему. “Денискины рассказы” Виктора Драгунского, книги Эдуарда Успенского, сказки, увлекательные произведения Николая Носова, Джанни Родари и т. д. будут интересны детям младшего возраста. Затем наступит переходный период, когда ребенка можно будет приобщать к литературе большего объема и более высокого уровня сложности. Трудно ожидать, что ребята сразу же увлекутся Марком Твеном или Жюлем Верном, — для этого необходим определенный опыт чтения. Для многих детей “переломными” книгами могут стать, например, произведения Клайва Льюиса, Джона Толкина, книги серии “Детский детектив”. Это добрые и захватывающие произведения.
Сегодня, к сожалению, выпускается много литературы, способной сформировать у ребенка отнюдь не безобидные образные и этические стереотипы. В какой-то степени это тоже читательский опыт. Если вы почувствовали, что образы такой книги стали заполнять жизнь ребенка все больше и больше, попробуйте “забрать” ее. Но сделать это нужно корректно, тактично. Попытайтесь объяснить ребенку, что именно вас тревожит, и предложите взамен другую книгу с не менее захватывающим сюжетом.
Рекомендуя сыну или дочери прочитать любимые книги вашего детства, проявляйте сдержанность — надо предоставить детям право самостоятельно определить свои пристрастия в чтении. Родителям следует также учитывать, что интерес к книгам о войне, технике, оружии и т. п. чаще проявляется у мальчиков, а сказки о принцессах или пособия по рукоделию скорее заинтересуют девочек.
Вот несколько советов, которые помогут вашему ребенку полюбить книги и научиться читать быстро.
Практические рекомендации
Существует множество проблемных ситуаций, связанных с чтением. Для каждой из них есть свои пути решения. Рассмотрим некоторые из них.
Пути решения:
Пути решения:
Пути решения:
Пути решения:
Н. Л. ГнилицкаЯ, педагог психолог, И. А. Ванхадло, социальный педагог, УО “НЦХГДМ”
Чтобы помочь ребенку сориентироваться в огромном и чудесном мире книг, выбрать нужную книгу для чтения, следует посещать вместе с ним детскую библиотеку.
Отправляясь первый раз в библиотеку, не забудьте взять с собой документ, удостоверяющий личность.
Документы и деньги понадобятся при оформлении читательского билета, без которого книги в библиотеке не выдаются. Когда вы получите читательский билет, можете подойти к библиотечным полкам. Книги на полках расставлены в определенном порядке, по темам. Однако как узнать подробнее, о чем та или иная книга?
Часто о содержании нам говорит название книги, фамилия автора, а также иллюстрации. Если вы читали книги Виталия Бианки, то примерно знаете, о чем и как он пишет. Если в книге нарисованы рыбки и аквариумы, вряд ли в ней будет рассказываться о медведях или пчелах.
Но все же основными советчиками при выборе книги для вас, конечно, будут аннотация и предисловие. Аннотация — это краткое содержание книги. Всего две-три фразы о самом главном. Предисловие — это небольшая статья об авторе, истории написания книги, ее героях. Так, даже не читая книгу, вы можете узнать, о чем она рассказывает.
Правила обращения с книгой
Книги всегда рядом с нами. О чем бы мы ни захотели узнать, книги расскажут, ответят на любой вопрос. Книги — это верные, надежные друзья. Чтобы приятный процесс чтения не сказался отрицательно на здоровье ребенка, помните о следующих моментах:
Прививая ребенку любовь к чтению, учите его также бережному отношению к книге. Существуют определенные правила обращения с книгой:
РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ