Профессиональная подготовка школьников

Профессиональная подготовка школьников

В 2023/2024 учебном году  на базе учреждения образования «Коротичская средняя школа» открыта профессиональная подготовка учащихся X-XІ классов, у которых нет профильного обучения, по специальности «Рабочий зеленого строительства» (4 учащихся 10 «А» класса), «Садовод» (5 учащихся 10 «Б» класса), «Рабочий зеленого строительства» (11 учащихся 11 класса). В рамках данного учебного предмета «Трудовое обучение» учащиеся X-XІ классов получают профессиональные навыки, осваивают образовательную программу профессиональной подготовки. Всего в неделю – 6 учебных часов.

 

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

для учащихся по специальности «Рабочий зеленого строительства»,

 10 «А» класс

День недели

Время

Ответственный учитель

Среда

14.30-16.05

Щучка Е.И.

Четверг

11.45-12.25

Щучка Е.И.

Пятница

12.40-13.20

14.30-16.05

 Щучка Е.И.

 

Состав учащихся по специальности «Рабочий зеленого строительства»:

  1. Вергун Денис Григорьевич
  2. Вечорко Михаил Владимирович
  3. Кудласевич Ярослав Романович
  4. Лесько НикитаГригорьевич

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

для учащихся по специальности «Садовод», 10 «Б» класс

День недели

Время

Ответственный учитель

Среда

9.00-9.40

14.30-16.05

Ярош Н.А.

Четверг

11.45-12.25

14.30-15.10

Яроош Н.А.

Пятница

9.55-10.35

 Ярош Н.А.

Состав учащихся по специальности «Садовод»:

  1. Коваль Владислав Васильевич
  2. Кудласевич Станислав Александрович
  3. Шевчук Владимир Вадимович
  4. Ермолич Полина Сергеевна
  5. Ярош Алексей Алексеевич

 

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

для учащихся по специальности «Рабочий зеленого строительства», 11 класс

День недели

Время

                 Ответственный учитель

Вторник

13.35-16.05

Щучка Е.И.

Четверг

13.35-15.10

Щучка Е.И.

Пятница

9.55-10.35

 Щучка Е.И.

 

Состав учащихся по специальности «Рабочий зеленого строительства»:

  1. Козел Кирилл Константинович
  2. Круглый Дмитрий Сергеевич
  3. Кудласевич Станислав Алексеевич
  4. Вечорко Алексей Юрьевич
  5. Дорошко Оксана Сергеевна
  6. Кузло Назар Андреевич
  7. Толмачевец Василий Васильевич
  8. Лосик Иван Витальевич
  9. Шумский Арсений Никалаевич
  10. Вергун Денис Иванович
  11. Дорошко Глеб Андреевич

 

 

 

Перечень квалификаций для профессиональной подготовки учащихся

№ п/п

Наименование учрежджений образования

Название профессии, разряд

Объем часов в УПО

Объём часов на производственную практику

1

Барановичский государственный трофессионально- технический колледж сферы обслуживания

 

Швея 2 разряд

480

 

 

Оператор электронно-вычислительных машин 4 разряд

378

108

2

Брестский государственный профессиональный лицей железнодорожного транспорта

 

Горничная 2 разряд

544

144

 

Кассир билетный 4 разряд

544

144

3

Барановичский государственный профессиональный лицей строителей

 

 

 

 

 

 

 

 

Столяр 3 разряд

 

 

 

Облицовщик-плиточник 2 разряд

 

 

 

Каменщик 2 разряд

 

 

 

Штукатур 3 разряд

 

 

 

Плотник 2 разряд

 

 

 

Маляр 2 разряд

 

 

 

Монтажник санитарно-технических систем и оборудования 2 разряд

 

 

 

Бетонщик 2 разряд

 

 

 

Мостовщик 2 разряд

 

 

4

Брестский государственный профессиональный лицей строителей

 

 

 

Столяр 3 разряд

420

 

 

Облицовщик-плиточник 2 разряд

420

 

 

Каменщик 2 разряд

420

 

 

Штукатур 3 разряд

420

150

5

Белозерский государственный профессионально-технический колледж электротехники

 

 

Газорезчик 2 разряд

420

144

 

Оператор электронно-вычислительных машин 4 разряд

378

108

 

Цветовод 2 разряд

160

48

6

Пинский государственный профессиональный лицейстроителей

 

Маляр

320

120

 

Арматурщик

320

120

7

Брестский государственный профессиональный лицей легкой промышленности

 

Швея 2 разряд

480

 

 

Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин) 4 разряд

378

108

8

Пинский государственный профессионально-технический колледж лёгкой промышленности

 

Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин) 4 разряд

378

108

 

Визажист 4 разряд

202

104

9

Берёзовский государственный профессиональный лицей строителей

 

 

 

 

 

 

 

 

Столяр 3 разряд

 

 

 

Облицовщик-плиточник 2 разряд

 

 

 

Каменщик 2 разряд

 

 

 

Штукатур 3 разряд

 

 

 

Плотник 2 разряд

 

 

 

Маляр 2 разряд

 

 

 

Монтажник санитарно-технических систем и оборудования 2 разряд

 

 

 

Бетонщик 2 разряд

 

 

 

Мостовщик 2 разряд

 

 

10

Барановичский государственный профессиональный лицей машиностроения

Слесарь механосборочных работ 2 разряд

456

252

11

Пинский государственный   профессионально-технический колледж машиностроения

Предложения по допрофессиональной подготовке

 

 

12

Лунинецкий государственный политехнический профессионально-технический колледж

Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин) 4 разряд

378

108

13

Брестский государственный профессионально-технический колледж приборостроения

Слесарь механосборочных работ 2 разряд

456

252

14

Кобринский государственный профессиональный лицей сферы обслуживания

Швея 2 разряд

480

 

15

Малоритский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства

Предложения по допрофессиональной подготовке

 

 

16

Новомышский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства

 

Штукатур 3 разряд

420

150

 

Садовод 2 разряд

420

150

17

Ганцевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства

 

Швея 2 разряд

480

 

 

Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства категории «А»

514

120

18

Высоковский государственный сельскохозяйственный профессионально-технический колледж

Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования (ремонт тракторов и сельскохозяйственных машин) 2 разряд

435

72

19

Лунинецкий государственный профессионально-технический колледж сельскохозяйственного производства

 

Швея 2 разряд

480

 

 

Водитель автомобиля   категории «С»

422

 

20

Пинский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства

 

Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства категории «А»

514

120

 

Овощевод

420

120

21

Ивацевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства

 

Швея 2 разряд

480

 

 

Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования (ремонт тракторов и сельскохозяйственных машин) 2 разряд

435

72

22

ГУО «Областной аграрно-производственный профессиональный лицей»

г. Дрогичин

 

Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования (ремонт тракторов и сельскохозяйственных машин) 2 разряд

435

72

 

Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин) 4 разряд

446

216

23

Столинский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства

 

 

Швея 2 разряд

480

 

 

Садовод

480

 

 

Инструктор 3 разряд

480

 

24

Брестский государственный –торгово-технологический колледж

Официант 3 разряд

320

 

25

Брестский государственный колледж сферы обслуживания

 

Швея 2 разряд

480

 

 

Мастер по маникюру 3 разряд

240

 

26

Брестский государственный колледж связи

 

 

 

 

Экспедитор печати

160

 

 

Оператор связи 6 разряд

256

 

 

Почтальон 5 разряд

256

 

 

Электромонтёр линейных сооружений электросвязи и проводного вещания 3 разряд

480

 

 

Электромонтёр по обслуживанию и ремонту аппаратуры и устройств связи 2 разряд

480

 

27

Кобринский государственный политехнический колледж

Штукатур 3 разряд

420

150

28

Пинский государственный аграрный технологический колледж

Изготовитель мясных полуфабрикатов 4 разряд

480

 

29

Пинский государственный аграрно-технический колледж им. А.Е.Клещёва

 

 

Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования (ремонт тракторов и сельскохозяйственных машин) 2 разряд

435

72

 

Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства категории «А»

514

120

 

Штукатур 3 разряд

420

150

30

Пружанский государственный аграрно-технический колледж

 

 

 

Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства категории «А»

514

120

 

Водитель автомобиля категории «С»

422

 

 

Кладовщик 4-го разряда

 

 

 

Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин) 4 разряд

378

108

31

Столинский   государственный аграрно-экономический колледж

 

 

 

свернуть

О проведении квалификационного экзамена

УТВЕРЖДАЮ

 

Заместитель Министра образования

 

Республики Беларусь

 

___________________А.В.Кадлубай

«20»  февраля_2020  г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и проведению квалификационного экзамена по результатам освоения учащимися X-XI (XII) классов учреждений общего среднего и специального образования образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих)

в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

По завершении освоения образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» проводится квалификационный экзамен с целью подтверждения учащимися учреждений общего среднего образования (далее – УОСО) и учреждений специального образования (далее – УСО) результатов освоения данной образовательной программы. Порядок проведения квалификационного экзамена определяется Правилами проведения аттестации слушателей, стажеров при присвоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых, утвержденными постановлением Министерства образования от 24.12.2013 № 135 (далее – Правила проведения аттестации).

Учащиеся XI (XII) классов УОСО и УСО, завершившие освоение содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), могут сдать квалификационный экзамен, который не является обязательным. Учащимся, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство установленного образца о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии.

К квалификационному экзамену допускаются учащиеся, выполнившие в полном объеме требования учебно-программной документации и имеющие итоговую отметку по учебному предмету «Трудовое обучение» не ниже 3 (трех) баллов.

Учащиеся XI (XII) классов УОСО и УСО не допускаются к квалификационному экзамену по учебному предмету «Трудовое обучение» в случае, если:

имеют итоговую отметку по учебному предмету «Трудовое обучение» ниже 3 (трех) баллов;

не освоили в полном объеме содержание образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) по причине изменения осваиваемой профессии и невозможности ликвидации академической разницы;

имеют пропуски занятий, превышающие 30 и более процентов учебных часов за весь период обучения по учебному предмету «Трудовое обучение».

Для учащихся XI (XII) классов УОСО и УСО, осваивающих профессии, по которым образовательный процесс может быть организован без присвоения разряда, если объем учебного времени недостаточен для присвоения разряда, квалификационный экзамен не проводится (не планируется).

Во всех перечисленных случаях учащимся выдается справка об обучении (приложение 1).

В аттестат об общем среднем образовании выставляется годовая отметка по трудовому обучению, полученная в XI (XII) классе УОСО и УСО. Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных по итогам каждой четверти. Отметка по итогам квалификационного экзамена не влияет на отметку, выставленную в аттестат об общем среднем образовании по учебному предмету «Трудовое обучение».

Учащемуся, который по состоянию здоровья освобожден от учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение», соответственно за четверть, учебный год вносится запись «освобожден(а)», учащийся квалификационный экзамен не сдает.

Для проведения квалификационного экзамена создается государственная квалификационная комиссия в составе не менее 3 человек. Государственная квалификационная комиссия утверждается руководителем учреждения образования, на базе которого реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих), не позднее чем за две недели до начала квалификационного экзамена. Председателем государственной квалификационной комиссии назначается педагогический работник либо специалист иной организации, имеющий высшее образование по соответствующему профилю (направлению) образования и занимающий должность согласно полученной квалификации. Председателем государственной квалификационной комиссии не может быть педагогический работник, участвующий в образовательном процессе по профессиональной подготовке учащихся. При реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» по I и II моделям кандидатура председателя государственной квалификационной комиссии согласовывается с учредителем учреждения образования. В состав государственной квалификационной комиссии могут включаться педагогические работники УОСО, УСО, учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования (далее – УПТО, УССО, УВО), иных учреждений образования, на базе которых реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих), участвующих в образовательном процессе по профессиональной подготовке учащихся или имеющих образование по соответствующему профилю, а также специалисты других организаций соответствующих видов производственной деятельности с их согласия и по согласованию с руководителем по основному месту работы.

Порядок проведения квалификационного экзамена по завершении освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) определяется Положением о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954, и Правилами проведения аттестации. Некоторые формы документов, содержащиеся в Правилах проведения аттестации, приведены в соответствие с особенностями реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» и содержатся в данных рекомендациях.

 

2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Квалификационный экзамен состоит из квалификационной пробной работы, выполняемой в период производственного обучения (производственной практики), и экзамена по результатам теоретического обучения, на который в учебном плане отведено 6 часов. Расписание квалификационных экзаменов составляется заместителем руководителя учреждения образования (руководителем структурного подразделения), осуществляющего реализацию образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X-XI (XII) классах УОСО и УСО за две недели до их начала и доводится до сведения руководителей УОСО и УСО, которые в свою очередь должны ознакомить с данной информацией учащихся, осваивающих данную образовательную программу по II и III модели обучения, родителей (законных представителей) учащихся.

 

2.1. Порядок и правила проведения квалификационной пробной работы

Квалификационная пробная работа выполняется на завершающем этапе прохождения учащимися производственной практики. В процессе выполнения квалификационной пробной работы учащиеся должны продемонстрировать степень владения профессиональными знаниями и умениями в самостоятельном выполнении работ в соответствии с требованиями, определяемыми тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками к рабочим (служащим).

С целью подготовки рабочих мест для проведения квалификационной пробной работы, необходимого оборудования и инструмента, сырья и материалов и др., разрабатывается перечень квалификационных пробных работ за месяц до их проведения. Если учащиеся проходят производственную практику в нескольких организациях, то перечень квалификационных пробных работ разрабатывается применительно к каждой из организаций.

На выполнение квалификационной пробной работы предусматривается до 6 учебных часов. Конкретный объем учебного времени, отводимого на выполнение квалификационной пробной работы, определяется в процессе календарно-тематического планирования по учебному предмету «Трудовое обучение».

При разработке перечня квалификационных пробных работ следует учитывать, что работы (задания) должны:

соответствовать требованиям тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристик и содержанию производственного обучения в рамках освоения образовательной программы профессиональной подготовки рабочего (служащего);

отражать специфику содержания трудовой деятельности организации, на базе которой была организована производственная практика учащихся;

обеспечивать нагрузку учащихся в установленное время;

обеспечивать возможность использования прогрессивных форм организации труда, применения новейших инструментов и материалов.

Формы перечня квалификационных пробных работ учащихся и примеры их заполнения приводятся в приложениях 2, 3.

Перечень квалификационных пробных работ разрабатывается мастером производственного обучения, рассматривается на заседании методической комиссии (методического объединения) и утверждается заместителем руководителя учреждения образования по согласованию с заместителем руководителя организации (в случае выполнения квалификационных пробных работ в организации).

Учащемуся, приступающему к выполнению квалификационной пробной работы выдается наряд-задание на выполнение квалификационной пробной работы. Формы наряда-задания на выполнение квалификационной пробной работы с примерами их заполнения представлены в приложениях 4, 5.

При заполнении наряда-задания уточняются наименования работы (задания), уровень квалификации (при его наличии), нормы выработки (времени) (при их наличии). В случае, когда по отдельным профессиям не может быть установлено конкретное содержание квалификационной пробной работы в наряде-задании указывается наименование работы (задания), разряд (при наличии) и норма времени на его выполнения (приложение  5). Выдача наряда-задания на выполнение квалификационной пробной работы, расчет процента выполнения нормы выработки или нормы времени производится мастером производственного обучения при участии ответственного лица, проводившего обучение учащихся в организации.

После выставления отметки по результатам выполнения квалификационной пробной работы наряд-задание на ее выполнение подписывается руководителем структурного подразделения организации, в которой данная работа выполнялась.

В случае, когда возможно определить содержание квалификационной пробной работы, по ее результатам заполняется заключение на квалификационную пробную работу, выполненную учащимся (приложение 6). При этом при заполнении строки «По нормам времени на работу отведено _____ часов», следует учитывать нормы, установленные в перечне квалификационных пробных работ учащихся.

Например, при выполнении квалификационной пробной работы по профессии «Швея» учащейся Ивановой Марией Петровной по заданию «Обработка срезов салфетки окантовочным швом» (при количестве выполняемых работ – 10 изделий) и норме времени на выполнение этой работы – 12 минут на изделие (приложение 2) время, отведенное на выполнение данной работы, составит 120 минут (2 часа), то есть оно рассчитано исходя из установленной нормы времени 12 минут на изделие и количества выполненных работ (10 изделий). Если устанавливается норма выработки, то 10 изделий изготавливаются по 5 изделий в час и время на выполнение всего задания составит 2 часа.

В строке «фактически затрачено» указывается время, за которое учащийся выполнил квалификационную пробную работу.

В приложении 6 приведен пример заполнения заключения на квалификационную пробную работу, выполненную учащимися при освоении ими профессии рабочего, а в приложении 7 – пример заполнения заключения о достигнутом уровне квалификации учащегося в случае подготовки учащихся к работе в должности служащего, а также рабочего в тех случаях, когда содержание квалификационной пробной работы не может быть установлено.

В случае, когда конкретное содержание квалификационной пробной работы не может быть установлено, по результатам ее выполнения учащимся оформляется заключение о достигнутом уровне квалификации учащегося на основании проверки на рабочем месте умений и навыков, приобретенных в процессе освоения содержания учебной программы. При описании производственных показателей, достигнутых учащимся, следует отразить:

степень правильности ведения технологического процесса;

степень самостоятельности выполняемых работ;

выполнение установочных норм (при наличии);

уровень качества выполняемых работ (недостаточный, достаточный, высокий, иное);

уровень сформированности умений, навыков при выполнении требуемых работ (недостаточный, достаточный, высокий, иное);

соблюдение требований по охране труда, пожарной и экологической безопасности, безопасных методов и приемов работы и др.

 

2.2. Порядок и правила проведения экзамена по результатам теоретического обучения

На экзамене по результатам теоретического обучения учащиеся должны продемонстрировать знания:

порядка и правил выполнения соответствующих видов работ;

назначения используемых материалов, оборудования, инструмента;

порядка и правил чтения графической документации;

основ охраны труда, пожарной и экологической безопасности и требования к ним;

основ экономики, трудового права, этики и психологии деловых отношений, информационных и коммуникационных технологий с учетом содержания и характера трудовой деятельности.

Экзамен по результатам теоретического обучения проводится по билетам или тестам, которые составляются педагогическими работниками учреждения образования, специалистами иных организаций и утверждаются заместителем руководителя (руководителем структурного подразделения) учреждения образования, осуществляющим профессиональную подготовку рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение».

Содержание экзаменационных билетов в полном объеме должно отражать содержание учебных программ по соответствующим профессиям рабочих (должностям служащих), утвержденных в установленном порядке и разработанных с учетом требований тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих и общих положений ЕТКС, квалификационных характеристик служащих и общих положений ЕКСД.

На проведение экзамена по результатам теоретического обучения отводится не более 15 минут на одного учащегося. Для подготовки к ответу учащемуся отводится не менее 20 минут.

Количество экзаменационных билетов должно превышать число экзаменуемых в учебном классе (группе). В экзаменационные билеты, как правило, включаются 2-4 вопроса, в том числе практические задания, например, упражнение, решение задачи или иное.

При формулировке вопросов (заданий), включаемых в состав экзаменационных билетов, рекомендуется учитывать, что содержание вопросов (заданий) должно обеспечивать возможность оценки учебных достижений учащихся в таких образовательных областях как технология, техника, материаловедение, графика, экономика, организация и управление, охрана труда, охрана окружающей среды, основы права, этика и психология деловых отношений, информационные и коммуникационные технологии. При этом следует учитывать также и содержание квалификационных пробных работ. Например, если при выполнении данной работы учащийся читал сборочный чертеж, то в содержании экзаменационного билета не следует включать задания из образовательной области «Графика».

Вопросы и задания должны быть краткими и понятными, исключающими различное их толкование. Приведем примеры неудачно сформулированных вопросов и заданий:

Пример 1. Как измерить глубину отверстия, высверленного в металлической детали?

Вопрос задан недиагностично. Из его содержания не ясно, что должен делать обучающийся: то ли объяснять порядок и правила измерения глубины отверстия, то ли выполнять данную операцию, демонстрируя приемы и последовательность ее выполнения. Правильно данное задание формулируется следующим образом: «Объясните порядок и правила измерения глубины отверстия, высверленного в металлической детали».

Пример 2. Однофазный асинхронный электродвигатель.

И в этом примере формулировка задания недиагностична. Из нее совершенно не ясно, что требуется от обучающегося: высказать самое общее суждение об однофазном асинхронном электродвигателе или осознанно и осмысленно изложить принцип его действия, то ли обосновать возможные неисправности, то ли произвести его разборку и сборку и т. п. Правильными будут следующие формулировки: «Объясните принцип действия однофазного асинхронного электродвигателя», «Какие неисправности в работе однофазного асинхронного электродвигателя могут возникнуть при чрезмерном изнашивании щеток? Ответ обоснуйте».

При формулировке вопросов (заданий) следует опираться на требования к результатам учебной деятельности учащихся, которые установлены применительно к каждой из подтем содержания учебной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих).

Например, в содержании учебной программы профессиональной подготовки рабочих по профессии «Печник» предусматривается изучение темы «Материалы для печных работ». В результате изучения одной из подтем данной темы учащийся должен уметь:

объяснять технологию производства чугуна и стали;

описывать виды стали, основные свойства;

излагать меры защиты металлов от коррозии, виды стальной арматуры и арматурных изделий, закладных деталей и анкерных устройств; описывать сортамент сталей, арматурных холоднотянутых проволок, сварных арматурных сеток и прокатных профилей металла;

объяснять требования стандартов, технические условия на арматурные стали, свойства стали, правила транспортирования, хранения, маркировки, приемки арматурных сталей;

объяснять условные обозначения арматурных сталей на чертежах и спецификациях;

называть вентиляционные детали, трубные прокладки, виды арматурных каркасов и блоков.

Исходя из данных требований можно предложить следующие формулировки вопросов (заданий) для экзаменационных билетов экзамена по результатам теоретического обучения учащихся:

изложите меры защиты металлов от коррозии;

объясните требования стандартов и технические условия на арматурные стали;

объясните условные обозначения арматурных сталей на чертежах;

назовите вентиляционные детали, виды арматурных каркасов и блоков и др.

Пример оформления экзаменационного билета № 1 по профессии «Швея» приведен в приложении 8.

 

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

При оценивании результатов квалификационных пробных работ следует использовать «Показатели оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Трудовое обучение» в X-XI (XII) классах УОСО и УСО» по производственному обучению (приложение 9).

При получении отметки по квалификационной пробной работе ниже трех баллов или ее невыполнении по уважительной (неуважительной) причине учащийся не допускается к сдаче экзамена по результатам теоретического обучения. Таким учащимся предоставляется право повторного выполнения квалификационной пробной работы в срок до сдачи экзамена по результатам теоретического обучения или в иной срок по усмотрению государственной квалификационной комиссии. Решение о повторном выполнении квалификационной пробной работы фиксируется в наряде-задании на выполнение квалификационной пробной работы (приложение 10). При повторном выполнении квалификационной пробной работы выдается новый наряд-задание на выполнение квалификационной пробной работы и оформляется новое заключение на квалификационную пробную работу, выполненную учащимся, или заключение о достигнутом уровне квалификации учащегося.

В случае повторного получения по результатам выполнения квалификационной пробной работы отметки ниже трех баллов или повторной неявки без уважительной причины для выполнения квалификационной пробной работы учащийся к экзамену по результатам теоретического обучения не допускается и ему выдается справка об обучении установленного образца.

Отметки, полученные учащимися по результатам выполнения квалификационной пробной работы, объявляются учащимся в день выполнения квалификационной пробной работы.

Перед началом квалификационного экзамена по результатам теоретического обучения государственной квалификационной комиссии представляются следующие документы:

приказ по учреждению образования о допуске учащихся к сдаче квалификационного экзамена;

дневник учета учебно-производственных работ (заданий) при прохождении производственного обучения (приложение 11);

наряд-задание на выполнение квалификационной пробной работы;

заключение на квалификационную пробную работу, выполненную учащимся или заключение о достигнутом уровне квалификации учащегося.

При оценивании ответов учащихся на экзамене по результатам теоретического обучения следует использовать показатели оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Трудовое обучение» в X-XI (XII) классах УОСО и УСО в части применения показателей теоретического обучения (приложение 9).

Ответ учащегося на каждый вопрос (задание) экзаменационного билета оценивается отдельно. Экзаменационная отметка каждого из членов государственной квалификационной комиссии определяется как среднее арифметическое отметок, выставленных за выполнение каждого вопроса (задания) экзаменационного билета.

Итоговая отметка по результатам квалификационного экзамена выставляется как среднее арифметическое отметок за выполнение квалификационной пробной работы и отметки по результатам теоретического обучения.

Если учащийся не ответил по билету (не выполнил тестовое задание), государственная квалификационная комиссия по его просьбе может разрешить ответить по другому билету (выполнить другое тестовое задание). При этом в протоколе заседания государственной квалификационной комиссии (приложения 12, 13) за экзамен по результатам теоретического обучения вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает государственная квалификационная комиссия.

Отметки, полученные учащимся по результатам экзамена по теоретическому обучению, итоговые отметки по результатам квалификационного экзамена, решение государственной квалификационной комиссии о присвоении разряда (при наличии) и выдаче свидетельства (справки) по результатам профессиональной подготовки рабочего (служащего) объявляются учащимся в день окончания квалификационного экзамена. Итоги экзамена по результатам теоретического обучения оформляются в экзаменационной ведомости (приложение 14).

Учащимся, не сдававшим квалификационный экзамен в установленный срок по уважительной причине, предоставляется возможность его сдачи в срок, определяемый учреждением образования, на базе которого осуществлялась реализация образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих).

Учащимся, не сдавшим квалификационный экзамен в установленный срок без уважительной причины или не получившим положительную отметку по результатам сдачи квалификационного экзамена, предоставляется право повторной сдачи квалификационного экзамена в срок, определяемый учреждением образования, осуществляющим реализацию образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих).

Учащиеся, не явившиеся для повторной сдачи квалификационного экзамена без уважительных причин или не получившие положительную отметку по его результатам, считаются не сдавшими квалификационный экзамен. В таких случаях учащимся выдается справка об обучении установленного образца.

Квалификационный экзамен целесообразно провести до 30 мая текущего учебного года.

свернуть

Методическая памятка по сдаче учащимися квалификационного экзамена.

Цель - подтверждение учащимися результатов освоения образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение».

Порядок проведения квалификационного экзамена определяется Правилами проведения аттестации слушателей, стажеров при присвоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых, утвержденными постановлением Министерства образования от 24.12.2013 №135 (далее – Правила проведения аттестации).

Квалификационный экзамен не является обязательным.

К квалификационному экзамену допускаются учащиеся, выполнившие в полном объеме требования учебно-программной документации и имеющие итоговую отметку по учебному предмету «Трудовое обучение» не ниже 3 (трех) баллов.

Перед началом квалификационного экзамена по результатам теоретического обучения государственной квалификационной комиссии представляются следующие документы:

  1. приказ по учреждению образования о допуске учащихся к сдаче квалификационного экзамена;
  2. дневник учета учебно-производственных работ (заданий) при прохождении производственного обучения;
  3. наряд-задание на выполнение квалификационной пробной работы;
  4. заключение на квалификационную пробную работу, выполненную учащимся или заключение о достигнутом уровне квалификации учащегося.

Экзамен по результатам теоретического обучения проводится по билетам или тестам.

На проведение экзамена по результатам теоретического обучения отводится не более 15 минут на одного учащегося. Для подготовки к ответу учащемуся отводится не менее 20 минут.

Количество экзаменационных билетов должно превышать число экзаменуемых в учебном классе (группе). В экзаменационные билеты, как правило, включаются 2-4 вопроса, в том числе практические задания, например, упражнение, решение задачи или иное.

Ответ учащегося на каждый вопрос (задание) экзаменационного билета оценивается отдельно. Экзаменационная отметка каждого из членов государственной квалификационной комиссии определяется как среднее арифметическое отметок, выставленных за выполнение каждого вопроса (задания) экзаменационного билета.

Итоговая отметка по результатам квалификационного экзамена выставляется как среднее арифметическое отметок за выполнение квалификационной пробной работы и отметки по результатам теоретического обучения.

Если учащийся не ответил по билету (не выполнил тестовое задание), государственная квалификационная комиссия по его просьбе может разрешить ответить по другому билету (выполнить другое тестовое задание). При этом в протоколе заседания государственной квалификационной комиссии за экзамен по результатам теоретического обучения вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает государственная квалификационная комиссия.

Отметки, полученные учащимся по результатам экзамена по теоретическому обучению, итоговые отметки по результатам квалификационного экзамена, решение государственной квалификационной комиссии о присвоении разряда (при наличии) и выдаче свидетельства (справки) по результатам профессиональной подготовки рабочего (служащего) объявляются учащимся в день окончания квалификационного экзамена. Итоги экзамена по результатам теоретического обучения оформляются в экзаменационной ведомости.

Учащимся, не сдававшим квалификационный экзамен в установленный срок по уважительной причине, предоставляется возможность его сдачи в срок, определяемый учреждением образования,

Квалификационный экзамен целесообразно провести до 30 мая текущего учебного года.

свернуть

Алгоритм выполнения квалификационной пробной работы

Квалификационная пробная работа выполняется на завершающем этапе прохождения учащимися производственной практики.

На выполнение квалификационной пробной работы предусматривается до 6 учебных часов.

Учащемуся, приступающему к выполнению, мастером выдается наряд-задание на выполнение квалификационной пробной работы.

При оценивании результатов следует использовать «Показатели оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Трудовое обучение» в X-XI (XII) классах УОСО и УСО» по производственному обучению (приложение 9).

После выставления отметки по результатам выполнения квалификационной пробной работы наряд-задание на ее выполнение подписывается руководителем структурного подразделения.

Отметки объявляются учащимся в день выполнения квалификационной пробной работы.

По ее результатам мастером заполняется заключение на квалификационную пробную работу, выполненную учащимся.

В случае, когда конкретное содержание квалификационной пробной работы не может быть установлено, по результатам ее выполнения учащимся оформляется заключение о достигнутом уровне квалификации учащегося на основании проверки на рабочем месте умений и навыков, приобретенных в процессе освоения содержания учебной программы.

При получении отметки ниже трех баллов или невыполнении работы по уважительной (неуважительной) причине учащийся не допускается к сдаче экзамена по результатам теоретического обучения.

Таким учащимся предоставляется право повторного выполнения квалификационной пробной работы в срок до сдачи экзамена по результатам теоретического обучения или в иной срок по усмотрению государственной квалификационной комиссии. Решение о повторном выполнении фиксируется в наряде-задании на выполнение квалификационной пробной работы. При повторном выполнении выдается новый наряд-задание и оформляется новое заключение на квалификационную пробную работу, выполненную учащимся, или заключение о достигнутом уровне квалификации учащегося.

В случае повторного получения отметки ниже трех баллов или повторной неявки без уважительной причины учащийся к экзамену по результатам теоретического обучения не допускается и ему выдается справка об обучении установленного образца.

свернуть