Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Столинского райисполкома
Государственное учреждение образования
Коротичская СШ
ПАМЯТКА ВЫПУСКНИКУ
(Из правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования)
(п.71). Выпускные экзамены по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, начинаются с 9.00 ч.
(п.74). На выпускные экзамены учащимся не разрешается приносить тетради, учебники, учебные и справочные материалы.
(п.76). Учащиеся, выполнившие письменную работу, сдают ее вместе с черновиком экзаменационной комиссии. Учащиеся, которые не выполнили письменную работу в отведенное время, сдают ее незаконченной.
(п.77). Для подготовки к ответу на выпускном экзамене по учебному предмету, который проводится в устной форме, учащемуся отводится не более 30 минут.
В случае, если учащийся не ответил по билету, экзаменационная комиссия может по его просьбе разрешить ответить по другому билету.
(п.78). На выпускных экзаменах по учебным предметам, которые проводятся в устной форме, учащиеся могут пользоваться картами, таблицами, моделями, схемами, муляжами, калькуляторами, лабораторным оборудованием, аудиовизуальными средствами (репродукциями, слайдами, фонозаписями).
(п.82). Итоговая отметка выставляется с учетом годовой и экзаменационной отметок.
Итоговая отметка выставляется:
на уровне экзаменационной отметки за выпускной экзамен, если положительная годовая отметка ниже экзаменационной;
на уровне годовой, если положительная экзаменационная отметка ниже годовой.
В случае, если разница между годовой и экзаменационной отметками составляет два и более балла, итоговая отметка выставляется как среднее арифметическое экзаменационной и годовой отметок.
(п.84). Экзаменационные и итоговые отметки, которые выставлены учащимся выпускных классов, пересмотру не подлежат.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Экзамены — очень сложный период испытаний в жизни человека. Как в этот непростой период сохранить работоспособность, уверенность в себе, как поддержать хорошую физическую и психологическую форму? В этом Вам помогут следующие правила.
Региональный центр тестирования и профессиональной ориентации учащейся молодежи
УО «Брестский государственный технический университет»,
объявляет о регистрации на централизованное тестирование
Регистрацию на централизованное тестирование 2021 года, ЛИЧНО АБИТУРИЕНТ может пройти cо 2 мая по 1 июня 2021 года
График работы пунктов регистрации с 9.00 до 19.00
(включая субботние дни (только 15 мая и 29 мая) и воскресенье (2 мая) с 9.00 до 18.00)
График проведения централизованного тестирования 2021 года
и место регистрации в городе Бресте
Дата проведения ЦТ |
Брестский государственный технический университет г. Брест, ул. Московская, 267 (галерея-2 корпус) тел. 8(0162)32-17-41; 32-17-92 +37533 303-20-00 (МТС) |
Брестский государственный университет им А.С. Пушкина г. Брест, б-р Космонавтов, 21 (каб. 118) тел. 8(0162) 21-13-65 |
16 июня (среда) |
Белорусский язык |
Белорусский язык |
18 июня (пятница) и 19 июня (суббота) |
Русский язык |
Русский язык |
21 июня (понедельник) |
- |
Обществоведение |
23 июня (среда) и 24 июня (четверг) |
Математика |
Математика |
26 июня (суббота) |
Биология |
Биология |
28 июня (понедельник) |
Иностранные языки (английский, немецкий, французский, китайский, испанский) |
Английский язык |
30 июня (среда) |
Химия |
Химия |
02 июля (пятница) |
Физика |
Физика |
04 июля (воскресенье) |
История Беларуси |
История Беларуси |
06 июля (вторник) |
- |
География |
08 июля (четверг) |
- |
Всемирная история |
График проведения централизованного тестирования 2021 года
и место регистрации в г. Барановичи и г.Пинске
Дата проведения ЦТ |
Барановичский государственный университет г. Барановичи, ул. Войкова, д.21, (корпус 2, ауд.1) тел. 8(0163) 64-36-37
|
Полесский государственный университет г. Пинск, ул.Пушкина, д.4 (корпус 3, каб. 3212) тел. 8(0162) 32-26-08 |
16 июня (среда) |
Белорусский язык |
Белорусский язык |
18 июня (пятница) и 19 июня (суббота) |
Русский язык |
Русский язык |
21 июня (понедельник) |
Обществоведение |
Обществоведение |
23 июня (среда) и 24 июня (четверг) |
Математика |
Математика |
26 июня (суббота) |
Биология |
Биология |
28 июня (понедельник) |
Иностранные языки (английский, немецкий, французский, китайский, испанский) |
Иностранные языки (английский, немецкий, французский, китайский, испанский) |
30 июня (среда) |
Химия |
Химия |
02 июля (пятница) |
Физика |
Физика |
04 июля (воскресенье) |
История Беларуси |
История Беларуси |
06 июля (вторник) |
География |
География |
08 июля (четверг) |
Всемирная история |
Всемирная история |
ВНИМАНИЕ! В связи с эпидемиологической обстановкой при посещении пункта регистрации абитуриенту необходимо быть в медицинской маске.
ВАЖНО! Пропуск(а) необходимо получить до 1 июня 2021 года. Пропуск для участия в централизованном тестировании считается зарегистрированным, если на нем имеется печать учреждения, определенного пунктом регистрации на ЦТ, подпись уполномоченного представителя пункта регистрации и указан регистрационный номер.
Внимание!! В случае отсутствия у абитуриента возможности зарегистрироваться на ЦТ самостоятельно (по уважительным причинам, подтвержденным документально), регистрацию смогут производить их законные представители при наличии у них всех необходимых документов (с перечнем документов можно ознакомиться на сайте университета www.bstu.by в разделе Абитуриенту – Тестирование- Перечень документов для законных представителей).
На период регистрации и проведения ЦТ в пунктах тестирования организована работа «горячей телефонной линии»:
- «Брестский государственный технический университет»
по тел. (80162) 32-17-92, +37533 303-20-00 (МТС)
- «Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина»
по тел. (80162) 21-13-65
- «Барановичский государственный университет»
по тел. (80163) 64-36-37
- «Полесский государственный университет»
по тел. (80165) 32-26-08
(согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 16 апреля 2008 г. N 565 "О взимании платы за прием и оформление документов для участия абитуриентов в централизованном тестировании и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь, 2008 г., N 95, 5/27523),
Приложение 1
Абитуриенты, с которых не взимается плата за прием и оформление документов для участия в централизованном тестировании
(согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 16 апреля 2008 г. N 565 "О взимании платы за прием и оформление документов для участия абитуриентов в централизованном тестировании и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь, 2008 г., N 95, 5/27523), при подаче заявления представляют:
ксерокопии единого билета либо иных документов, подтверждающих наличие статуса детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
ксерокопию удостоверения инвалида - для инвалидов I и II группы или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;
ксерокопию удостоверения инвалида Отечественной войны или удостоверения инвалида боевых действий на территории других государств:
(в ред. постановления Совмина от 28.11.2014 N 1114)
для абитуриентов из семей военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы в государствах, где велись боевые действия;
(в ред. постановления Совмина от 25.06.2010 N 970)
для абитуриентов из семей военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий;
(абзац введен постановлением Совмина от 25.06.2010 N 970; в ред. постановлений Совмина от 09.12.2011 N 1663, от 22.08.2013 N 736)
для абитуриентов из семей работников, обслуживавших действующие воинские контингенты в Афганистане или в других государствах и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения боевых действий, кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства;
(абзац введен постановлением Совмина от 25.06.2010 N 970)
ксерокопию удостоверения инвалида о праве на льготы - для абитуриентов из семей граждан, в том числе уволенных в запас (отставку), из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства;
(абзац введен постановлением Совмина от 25.06.2010 N 970; в ред. постановлений Совмина от 09.12.2011 N 1663, от 22.08.2013 N 736, от 28.11.2014 N 1114)
ксерокопию удостоверения о праве на льготы (справки о праве на льготы для детей):
(абзац введен постановлением Совмина от 25.06.2010 N 970)
для абитуриентов из семей военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, погибших (умерших) при исполнении воинского или служебного долга в Афганистане либо в других государствах, где велись боевые действия, а также умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;
(абзац введен постановлением Совмина от 25.06.2010 N 970; в ред. постановлений Совмина от 09.12.2011 N 1663, от 22.08.2013 N 736)
для абитуриентов из семей военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также умерших в период прохождения военной службы (службы) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, непосредственно связанных со спецификой несения военной службы (службы), кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;
(абзац введен постановлением Совмина от 25.06.2010 N 970; в ред. постановлений Совмина от 09.12.2011 N 1663, от 22.08.2013 N 736)
выписку из медицинских документов - для лиц, страдающих онкологическими заболеваниями или больных туберкулезом;
справку о месте жительства и составе семьи - для лиц из семей, в которых воспитывается трое и более несовершеннолетних детей.
(часть четвертая п. 12 введена постановлением Совмина от 16.04.2008 N 565).
ВНИМАНИЕ! Для прохождения регистрации на централизованное тестирование, абитуриенты прибывают в пункт регистрации ЛИЧНО!
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
20 июня 2011 г. N 38
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13) |
На основании пункта 3 статьи 93 Кодекса Республики Беларусь об образовании, подпункта 4.6 пункта 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2001 г. N 1554, Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 № 13)
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 1 декабря 2006 г. N 108 «Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся общеобразовательных учреждений» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 40, 8/15651);
подпункт 1.2 пункта 1 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 17 сентября 2008 г. N 81 «О внесении изменений в некоторые постановления Министерства образования Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 237, 8/19538);
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. N 31а «О внесении дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 1 декабря 2006 г. № 108№ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., ; 94, 8/22136).
Министр |
С.А.Маскевич |
УТВЕРЖДЕ
Постановление
Министерства образования
Республики Беларусь
20.06.2011 №38
ПРАВИЛА
ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13) |
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 2
ПОНЯТИЕ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМЫ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ
Положительными являются отметки от 1 (одного) до 10 (десяти) баллов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, "зачтено" и записи "освобожден(а)", "не изучал(а)".
за четверть вносится запись "не аттестован";
аттестация за учебный год проводится при наличии положительных отметок не менее чем в одной четверти.
Материалы для проведения зачета по соответствующему учебному предмету разрабатывает педагогический работник, преподающий данный учебный предмет. Расписание проведения зачетов утверждает руководитель вечерней школы. Для проведения одного зачета на каждого учащегося отводится 1/3 академического часа.
К сдаче зачетов допускаются учащиеся, которые выполнили предусмотренные учебной программой практические, лабораторные и контрольные работы по каждому учебному предмету. Результаты выполнения данных работ учитываются при выставлении общей отметки за зачет.
Итоговая отметка при заочной форме обучения учащимся выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных при сдаче зачетов.
Промежуточная, итоговая аттестация по завершении учебного года специализированных по спорту классов учреждений образования по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" осуществляется педагогическим работником учреждения образования на основании выписки из протокола сдачи учебных нормативов, определяющих уровень физической подготовленности учащихся и их теоретических знаний, предусмотренных учебной программой по учебному предмету "Физическая культура и здоровье", подписанной руководителем специализированного учебно-спортивного учреждения и направленной в учреждение образования не позднее чем за 3 дня до проведения аттестации.
Промежуточная и итоговая аттестация по завершении учебного года учащихся специализированных по спорту классов суворовских училищ по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" осуществляется штатным тренером-преподавателем по спорту на основании выписки из протокола сдачи учебных нормативов, определяющих уровень физической подготовленности учащихся и их теоретических знаний, предусмотренных учебной программой по учебному предмету "Физическая культура и здоровье".
ГЛАВА 3
ПОРЯДОК ПЕРЕВОДА УЧАЩИХСЯ В СЛЕДУЮЩИЙ КЛАСС ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЗАВЕРШЕНИИ УЧЕБНОГО ГОДА
Форма проведения итоговой аттестации в другой срок по соответствующему учебному предмету определяется педагогическим работником и согласовывается с руководителем учреждения образования.
определяет формы и сроки проведения досрочно итоговой аттестации по соответствующему учебному предмету;
разрабатывает материалы для проведения досрочно итоговой аттестации в соответствии с учебными программами по соответствующим учебным предметам.
Материалы для проведения досрочно итоговой аттестации утверждаются председателем комиссии.
Учащиеся, имеющие при проведении досрочно итоговой аттестации положительные годовые отметки, на основании протокола выпускного экзамена решением педагогического совета досрочно переводятся в следующий класс. Решение педагогического совета утверждается приказом руководителя учреждения образования и доводится до сведения учащихся и их законных представителей до 1 октября.
В классном журнале и иной документации учреждения образования делаются соответствующие записи.
ГЛАВА 4
ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ГОДОВОЙ ОТМЕТКИ
при переводе в следующий класс - в течение десяти дней со дня подачи заявления;
при завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования - в течение пяти дней со дня подачи заявления.
В случае несовпадения положительной годовой отметки, выставленной педагогическим работником, с положительной годовой отметкой, выставленной комиссией учреждения образования, последняя вносится руководителем учреждения образования в классный журнал в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ведению классного журнала.
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
В случае несовпадения положительной годовой отметки, выставленной комиссией учреждения образования, с положительной годовой отметкой, выставленной комиссией отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа, последняя вносится руководителем учреждения образования в классный журнал.
ГЛАВА 5
ДОПУСК УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ К ВЫПУСКНЫМ ЭКЗАМЕНАМ
Кроме того, к выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие годовые отметки 0 баллов или не аттестованные не более чем по двум учебным предметам, за исключением тех учащихся, которые имеют годовые отметки 0 баллов или не аттестованы по учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены.
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
ГЛАВА 6
ПОРЯДОК ОСВОБОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОТ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ
56.1. на основании приказа Министра образования и приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, - учащиеся, являющиеся кандидатами в команды Республики Беларусь для участия в предметных международных олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях;
56.2. на основании приказа Министра образования - учащиеся учреждений образования, подчиненных Министерству образования, являющиеся кандидатами в команды Республики Беларусь для участия в предметных международных олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях;
56.3. на основании приказа руководителя отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа:
учащиеся, имеющие заболевания, включенные в перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, определенный Министерством здравоохранения;
учащиеся, обучающиеся и воспитывающиеся на дому;
учащиеся-женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет;
56.4. на основании приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, и приказов руководителей учреждений образования, подчиненных Министерству образования, - кандидаты и участники официальных международных спортивных соревнований в случае совпадения сроков подготовки к соревнованиям и проведения соревнований со сроками проведения выпускных экзаменов.
(п. 56 в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
на основании приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, - учащиеся, являющиеся победителями третьего этапа республиканской олимпиады по учебному предмету;
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
на основании приказа Министра образования - учащиеся учреждений образования, подчиненных Министерству образования, являющиеся победителями третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по учебному предмету;
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
на основании приказа Министра образования и приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, - учащиеся, являющиеся победителями заключительного этапа республиканской олимпиады по учебному предмету.
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
учащиеся (их законные представители), указанные в абзацах пятом, шестом пункта 56 настоящих Правил, не позднее чем за 15 дней до начала выпускных экзаменов подают руководителю учреждения образования заявление, заключение врачебно-консультационной комиссии;
учащиеся (их законные представители), указанные в абзаце седьмом пункта 56 настоящих Правил, не позднее чем за 15 дней до начала выпускных экзаменов подают руководителю учреждения образования заявление, копию свидетельства о рождении ребенка;
Министерство спорта и туризма не позднее чем за 15 дней до начала выпускных экзаменов представляет в Министерство образования списки учащихся, указанных в подпункте 56.4 пункта 56 настоящих Правил.
(абзац введен постановлением Минобразования от 28.01.2019 N 13)
Учреждения образования представляют в отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования копии решения педагогического совета учреждения образования о представлении к освобождению учащихся от выпускных экзаменов, а также копии документов, указанных в абзацах втором и третьем части первой настоящего пункта.
Отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа в течение двух дней со дня представления учреждением образования необходимых документов принимает решение об освобождении учащихся от выпускных экзаменов и доводит до сведения учреждений образования в течение двух дней.
Учащимся, указанным в пункте 57 настоящих Правил, в качестве итоговой отметки по соответствующему учебному предмету выставляется отметка 10 баллов.
ГЛАВА 7
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования - из обязательных выпускных экзаменов;
по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования - из обязательных выпускных экзаменов, в том числе по учебному предмету "Русский язык" или учебному предмету "Белорусский язык" (по выбору учащегося).
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
Учащиеся учреждений общего среднего образования или классов (групп) в учреждениях общего среднего образования, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства, наряду с обязательными выпускными экзаменами сдают выпускной экзамен по языку национального меньшинства.
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
Часть исключена. - Постановление Минобразования от 28.01.2019 N 13.
Учащиеся базовой школы - колледжа искусств, средней школы - колледжа искусств, гимназии - колледжа искусств по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования наряду с обязательными выпускными экзаменами сдают выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств.
Учащиеся средней школы - колледжа искусств, гимназии - колледжа искусств по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования наряду с обязательными выпускными экзаменами сдают выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств.
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
сроки проведения выпускных экзаменов;
не менее двух дат в случае необходимости проведения выпускного экзамена в письменной форме по соответствующему учебному предмету;
проведение не более одного выпускного экзамена в день в каждом классе;
обеспечение продолжительности перерыва между выпускными экзаменами не менее одного дня;
конкретные даты выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, определяемые Министерством образования.
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
Экзаменационные комиссии по каждому учебному предмету, по которому проводятся выпускные экзамены, утверждаются руководителем учреждения образования не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов:
по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования - в составе председателя комиссии (руководителя учреждения образования, либо его заместителя по основной деятельности, либо педагогического работника высшей квалификационной категории) и двух членов комиссии, в том числе педагогического работника, преподающего учебный предмет, по которому проводится выпускной экзамен;
по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования - в составе председателя комиссии (руководителя учреждения образования, либо его заместителя по основной деятельности, либо педагогического работника высшей квалификационной категории) и трех членов комиссии, в том числе педагогического работника, преподающего учебный предмет, по которому проводится выпускной экзамен.
В состав экзаменационной комиссии в качестве педагогического работника, преподающего учебный предмет, по которому проводится выпускной экзамен, может быть включен любой педагогический работник, преподающий данный учебный предмет в учреждении образования.
(часть третья п. 69 введена постановлением Минобразования от 28.01.2019 N 13)
В случае отсутствия в учреждении образования необходимого количества педагогических работников для формирования составов экзаменационных комиссий по согласованию с отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа в состав экзаменационных комиссий могут включаться педагогические работники других учреждений образования.
(часть четвертая п. 69 введена постановлением Минобразования от 28.01.2019 N 13)
4 астрономических часа - по учебному предмету "Математика";
1 астрономический час - по учебным предметам "Белорусский язык", "Русский язык".
5 астрономических часов - по учебному предмету "Математика";
4 астрономических часа - по учебным предметам "Белорусский язык" и "Русский язык".
Члены экзаменационной комиссии слушают ответ учащегося по вопросам билета, не прерывая его ответа. В случае неполного ответа на вопросы билета учащемуся могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах учебного материала, предусмотренного билетом.
(часть вторая п. 77 в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
В случае, если учащийся не ответил по билету, экзаменационная комиссия может по его просьбе разрешить ответить по другому билету. При этом в протокол выпускного экзамена вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает экзаменационная комиссия.
(п. 78 в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
Итоговая отметка выставляется:
на уровне экзаменационной отметки за выпускной экзамен, если положительная годовая отметка ниже экзаменационной;
на уровне годовой, если положительная экзаменационная отметка ниже годовой.
В случае, если разница между годовой и экзаменационной отметками составляет два и более балла, итоговая отметка выставляется как среднее арифметическое экзаменационной и годовой отметок.
При получении экзаменационной отметки 0 баллов не может быть выставлена положительная итоговая отметка.
Окончательное решение по спорным вопросам принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования.
В случае, если учащиеся самостоятельно или с помощью педагогического работника усвоили содержание учебного предмета "Белорусский язык", то они имеют право сдавать выпускной экзамен по этому учебному предмету. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) в качестве итоговой отметки по этому учебному предмету выставляется экзаменационная отметка.
(п. 85 в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
85-1. Учащиеся учреждений образования (классов) с белорусским языком обучения и воспитания, которые по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования не изучали на протяжении двух или менее лет до начала выпускных экзаменов учебный предмет "Русский язык", выпускной экзамен по этому учебному предмету не сдают. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) вносится запись "не изучал(а)".
Если учащиеся самостоятельно или с помощью педагогического работника усвоили содержание учебного предмета "Русский язык", то они имеют право сдавать выпускной экзамен по этому учебному предмету. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) в качестве итоговой отметки по этому учебному предмету выставляется экзаменационная отметка.
(п. 85-1 введен постановлением Минобразования от 28.01.2019 N 13)
В аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) им вносится запись "не изучал(а)".
В случае, если учащиеся при завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования самостоятельно или с помощью педагогического работника усвоили содержание учебных предметов "Белорусский язык", "История Беларуси", они имеют право сдавать выпускные экзамены по этим учебным предметам с выставлением экзаменационной отметки в аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью). Экзаменационная отметка за речевое оформление устного ответа в таком случае этим учащимся не снижается.
(п. 86 в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
В аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) вносится запись "не изучал(а)".
В случае, если учащиеся при завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования самостоятельно или с помощью педагогического работника усвоили содержание учебных предметов "Русский язык", "История Беларуси", они имеют право сдавать выпускные экзамены по этим учебным предметам с выставлением экзаменационной отметки в аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью).
(п. 87 в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
На основании заявления законных представителей и по ходатайству Министерства спорта и туризма, направленному в учреждение образования, сроки проведения выпускных экзаменов могут быть изменены учреждением образования по согласованию со структурным подразделением областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования, по месту нахождения учреждения образования, но не ранее 15 мая и не позднее 10 июля для учащихся, которые принимают участие в официальных международных спортивных соревнованиях, в случае совпадения сроков подготовки к соревнованиям и проведения соревнований со сроками проведения выпускных экзаменов.
При этом для выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, тексты разрабатываются структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования, на основании заявок отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов.
(п. 88 в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
ГЛАВА 8
ПРОВЕДЕНИЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В ДРУГОЙ СРОК
учащихся, получивших учебные задания на лето;
учащихся, которые на выпускных экзаменах по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования получили отметку 0 баллов не более чем по двум учебным предметам;
учащихся, имеющих годовую отметку 0 баллов или не аттестованных по одному из учебных предметов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования;
учащихся, не явившихся на выпускной экзамен или получивших отметку 0 баллов по одному учебному предмету на выпускном экзамене по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования;
учащихся, которые заболели в период проведения выпускных экзаменов и продолжали болеть после их проведения, за исключением учащихся, заболевших в период проведения выпускных экзаменов и имеющих заболевания, включенные в перечень заболеваний, которые являются основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, утверждаемый Министерством здравоохранения;
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
учащихся, проживающих или обучающихся в зоне радиационного загрязнения, выезжающих в организованном порядке на оздоровление либо санаторно-курортное лечение в сроки, установленные для проведения выпускных экзаменов;
учащихся, не явившихся на выпускные экзамены по уважительным причинам;
учащихся, не аттестованных за учебный год по одному - двум учебным предметам.
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
получили по учебным предметам (хотя бы по одному) 0 баллов, которые складываются из годовых и экзаменационных отметок;
не явились на выпускные экзамены (хотя бы на один) в установленные сроки.
(п. 94 в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
ГЛАВА 9
ЗАВЕРШЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА II И III СТУПЕНЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
был освобожден от учебных занятий по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" (кроме выпускника специализированного по спорту класса, выпускника средней школы - училища олимпийского резерва), учебному предмету "Трудовое обучение";
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
имеет по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" отметку "зачтено" (кроме выпускника специализированного по спорту класса, выпускника средней школы - училища олимпийского резерва);
был освобожден от сдачи выпускных экзаменов.
копии свидетельств об общем базовом образовании с отличием;
ведомости годовых отметок за период обучения на III ступени общего среднего образования, экзаменационных отметок, а также итоговых отметок, которые вносятся в аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью);
экзаменационные письменные работы.
Для проверки объективности оценивания экзаменационных письменных работ педагогическими работниками учреждений образования приказом руководителя отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа создаются комиссии, состоящие из компетентных специалистов по соответствующим учебным предметам. Результаты проверки объективности оценивания экзаменационных письменных работ выпускников комиссия вносит в протокол выпускного экзамена. Протокол выпускного экзамена подписывается всеми членами комиссии по соответствующему учебному предмету, хранится в отделе (управлении) образования местных исполнительных и распорядительных органов. Копия протокола выпускного экзамена доводится до соответствующих учреждений образования.
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
Если отметка, выставленная экзаменационной комиссией учреждения образования, и отметка, выставленная комиссией, созданной отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа, не совпала, то в аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) вносится отметка, выставленная комиссией, созданной отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа.
(часть третья п. 100 введена постановлением Минобразования от 28.01.2019 N 13)
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
ГЛАВА 10
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Оценка поведения учащихся осуществляется в соответствии с критериями поведения учащихся согласно приложению к настоящим Правилам.
Оценка поведения "удовлетворительное" выставляется учащимся, которые не в полной мере выполняют основные требования, определенные уставом, правилами внутреннего распорядка учреждения образования, критериями поведения учащихся согласно приложению к настоящим Правилам.
Оценка поведения "неудовлетворительное" выставляется учащимся, которые систематически не выполняют основные требования, определенные уставом, правилами внутреннего распорядка учреждения образования, критериями поведения учащихся согласно приложению к настоящим Правилам.
Оценка поведения "неудовлетворительное" может быть выставлена за совершение учащимся антиобщественных поступков, правонарушений и преступлений.
Приложение
к Правилам проведения аттестации
учащихся при освоении содержания
образовательных программ общего
среднего образования
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Критерии |
Показатели |
I - IV классы |
|
Гражданственность |
Знание государственной символики Республики Беларусь; уважительное отношение к государственной символике Республики Беларусь; активное участие в деятельности детских общественных объединений |
Товарищество |
Дружелюбные отношения с одноклассниками; умение проявлять взаимопомощь |
Уважение к старшим |
Вежливость; послушание; оказание посильной помощи |
Доброта |
Готовность помочь близким, друзьям, старшим; бережное отношение к животным |
Честность |
Искренность; правдивость; исполнение обещаний |
Трудолюбие |
Добросовестное отношение к своим обязанностям; участие в общественно полезном труде |
Бережливость |
Опрятный внешний вид; аккуратность; бережное отношение к своим вещам и школьному имуществу, окружающей среде и природным ресурсам |
Дисциплинированность |
Выполнение устава учреждения общего среднего образования, правил внутреннего распорядка учреждения общего среднего образования, правил поведения в общественных местах; отсутствие опозданий или пропусков по неуважительной причине; забота о своем здоровье и здоровье окружающих; исполнительность; добросовестное отношение к учебе |
V - VI классы |
|
Гражданственность |
Знание государственной символики Республики Беларусь; уважительное отношение к государственной символике Республики Беларусь; активное участие в общественно значимых делах класса, учреждения общего среднего образования, деятельности детских общественных объединений |
Товарищество и коллективизм |
Стремление находиться в коллективе; дружелюбные взаимоотношения с одноклассниками; уважение и взаимопомощь |
Уважение к старшим |
Вежливость; послушание; оказание посильной помощи |
Доброта |
Готовность помочь одноклассникам, младшим товарищам; бережное отношение к животным |
Честность |
Искренность; правдивость; исполнение обещаний |
Трудолюбие |
Добросовестное отношение к своим обязанностям, участие в общественно полезном труде |
Бережливость |
Опрятный внешний вид; аккуратность; бережное отношение к своим вещам и школьному имуществу, окружающей среде и природным ресурсам |
Дисциплинированность |
Выполнение устава учреждения общего среднего образования, правил внутреннего распорядка учреждения общего среднего образования, правил поведения в общественных местах; отсутствие опозданий или пропусков по неуважительной причине; забота о своем здоровье и здоровье окружающих; исполнительность; добросовестное отношение к учебе |
VII - IX классы |
|
Гражданственность |
Знание государственной символики Республики Беларусь; уважительное отношение к государственной символике Республики Беларусь; активное участие в общественно значимых делах класса, учреждения общего среднего образования, деятельности детских и молодежных общественных объединений |
Товарищество и коллективизм |
Дружелюбные взаимоотношения с одноклассниками; уважение и взаимопомощь; выполнение коллективных решений; выражение благодарности |
Гуманность |
Доброжелательные отношения с окружающими; уважение старших; готовность помочь одноклассникам, младшим товарищам |
Честность и принципиальность |
Искренность; правдивость; исполнение обещаний; способность осознавать и признавать свои ошибки; уметь прислушиваться к конструктивной критике товарищей или старших; критически относиться к результатам своего труда |
Добросовестное отношение к труду |
Добросовестное отношение к своим обязанностям; участие в общественно полезном труде и социально значимой деятельности, стремление выполнить ее качественно; вдумчивое отношение к выбору будущей профессии |
Дисциплинированность |
Выполнение устава учреждения общего среднего образования, правил внутреннего распорядка учреждения общего среднего образования, правил поведения в общественных местах; исполнительность; отсутствие опозданий или пропусков по неуважительной причине; выполнение поручений старших; настойчивость в достижении поставленной цели; забота о своем здоровье и здоровье окружающих; добросовестное отношение к учебе |
Эстетическое развитие |
Опрятный внешний вид; аккуратность; бережное отношение к своим вещам и имуществу учреждения общего среднего образования; стремление к самосовершенствованию; бережное отношение к окружающей среде и природным ресурсам |
X - XI классы |
|
Гражданственность |
Знание государственной символики Республики Беларусь; уважительное отношение к государственной символике Республики Беларусь; участие в общественно значимых делах класса, учреждения общего среднего образования, деятельности молодежных общественных объединений; активная гражданская позиция |
Товарищество и коллективизм |
Дружелюбные взаимоотношения с одноклассниками; уважение и взаимопомощь; выполнение коллективных решений; выражение благодарности; умение отстаивать честь своего коллектива |
Гуманность |
Доброжелательные отношения с окружающими; уважение старших; толерантность к другим, готовность помочь одноклассникам, младшим товарищам |
Честность и принципиальность |
Искренность; правдивость; исполнение обещаний, единство слова и дела; устойчивость взглядов и убеждений; привычка открыто и корректно высказывать свое мнение, проявлять самокритичность, давать оценку антиобщественным поступкам |
Добросовестное отношение к труду |
Добросовестное отношение к своим обязанностям; участие в общественно полезном труде и социально значимой деятельности, стремление выполнить ее качественно; вдумчивое отношение к выбору будущей профессии |
Дисциплинированность |
Выполнение устава учреждения общего среднего образования, правил внутреннего распорядка учреждения общего среднего образования, правил поведения в общественных местах; исполнительность; соблюдение правил поведения в учреждении общего среднего образования, общественных местах; отсутствие опозданий или пропусков по неуважительной причине; выполнение поручений старших; настойчивость в достижении поставленной цели; забота о своем здоровье и здоровье окружающих; добросовестное отношение к учебе |
Эстетическое развитие |
Опрятный внешний вид; аккуратность; бережное отношение к своим вещам и имуществу учреждения общего среднего образования; стремление к самосовершенствованию; приобщение к общечеловеческим ценностям и духовно-нравственным традициям белорусского народа; бережное отношение к окружающей среде и природным ресурсам |
ПАМЯТКИ УЧЕНИКАМ РЕКОМЕНДАЦИИ
по обобщающему повторению (перед экзаменом)
1. Определите для себя, что вы знаете и чего не знаете.
Для этого попытайтесь, ответить на вопросы, составленные на повторение или составьте их сами. Отметьте в вопроснике знаками, что вы знаете (умеете).
2. Составьте план повторения материала в соответствии с собственным ритмом работы. При необходимости сделайте памятки источников литературы к тому или иному вопросу, запишите основные понятия, которые нужно запомнить. Это могут быть даты, формулы, термины и т.д.
3. Составьте опорную схему ответа по вопросу.
Для этого закодируйте текст с помощью ключевых слов, букв-сигналов и чертежей. Изобразите опору, обеспечивая логическое последовательное раскрытие темы (ответа на вопрос). Используйте цветные карандаши, подчёркивание, чтобы выделить основной материал.
4. Материал повторяйте большими частями.
Объедините в смысловые части несколько параграфов (пунктов). Читая, обращайте внимание на те места, которые вы слабее помните.
5. В первые дни повторяйте материал, который вы забыли или плохо помните, а затем повторите всё снова в той последовательности, в которой изучали.
6. Не повторяйте, если не понимаете. Начните с того места, где всё было ясно. Затем разберитесь с непонятным. Используйте словарь, карту, рисунок, таблицу.
7. Не ограничивайтесь воспроизведением материала. После каждой темы обращайтесь к сборнику задач, упражняйте знания в процессе применения.
8. Отведите время для ежедневного повторения. Хорошо бы повторять материал утром и вечером или после выполнения домашнего задания.
9. Делайте перерывы в работе
СЕКРЕТЫ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ
В период экзаменов школьники непроизводительно тратят дневное время, занимаются по ночам, нерегулярно питаются. Всё это, естественно, сказывается на здоровье и качестве подготовки. Для успешной сдачи экзаменов и зачётов необходимы следующие условия:
1. Режим
• Установите чёткий режим работы.
• Разумно чередуйте труд и отдых.
• Во время подготовки к экзаменам не надо менять привычный распорядок своей жизни: вставайте и ложитесь спать, принимайте пищу, занимайтесь, гуляйте, как обычно.
• Особо строго следует соблюдать гигиенические требования умственного труда: проветривать помещение, через каждый час работы делать физкультпаузы, уделять часть своего времени прогулкам.
2. Организация
• Подготовьте рабочее место. Все должно способствовать успеху: тишина, расположение учебных пособий, строгий порядок.
• Сядьте удобно за стол, положите перед собой программу (вопросы) экзамена (зачёта), необходимые книги, записи.
• Не работайте лежа, полусидя, при плохом освещении.
Учтите, что интеллектуальную активность повышают жёлтый и фиолетовый цвета.
Памятка по подготовке к экзаменам
Имея в распоряжении всего несколько дней для подготовки к экзамену или контрольной работе, следует сначала просмотреть весь материал и распределить его следующим образом: за первые два дня надо охватить большую часть, за третий - остальную, четвертый посвятить повторению. Повторять материал желательно ежедневно, так как на следующий день 20-30% прочитанного из памяти улетучивается. Поэтому первые полтора-два часа лучше освежать в памяти пройденное накануне.
Нельзя забывать про коварные психологические “ловушки”.
Первая - это эффект узнавания. Глядя в текст, ученик порой чувствует, что когда-то он все это видел, читал, а потому незачем терять время на изучение этого вопроса, можно переходить к следующему. Но узнавание почти всегда поверхностно. Материал, который кажется знакомым, тоже надо повторить! Еще одна ловушка - эффект края. Психологи указывают, что при прочтении любого текста лучше запоминаются его начало и конец, поэтому при запоминании и повторении повышенное внимание надо уделить середине текста.
Как правило, ученик сам хорошо знает, как ему удобнее запоминать. Одному полезно читать вслух, поскольку у него лучше развита слуховая память. Самое эффективное для него - репетиция ответа перед зеркалом.
А тому, кто лучше запоминает не услышанное, а написанное, помогут... шпаргалки. Да, текст, коротко и емко изложенный на небольшом листке, хорошо запоминается. Надо только помнить, что польза шпаргалки распространяется лишь до порога класса. За этим порогом начинается вред: в лучшем случае придется краснеть от стыда, а если учитель не столь мягкосердечен, то возможны и худшие варианты... Поэтому готовиться лучше в максимальном приближении к реальной обстановке: учить, сидя за столом, проговаривать ответ стоя “у доски”, может быть, даже в том же костюме, в котором отправишься в школу. Кто-то мудро заметил: “Если вы хотите добиться успеха - ведите себя так, словно вы его уже добились”. Вид спокойного, уверенного в себе ученика действует на экзаменатора положительно, а вот дрожь в коленках и подобные симптомы стресса невольно порождают подозрение: наверное, плохо знает, раз так боится...
Идя на контрольную или экзамен, ученик должен сосредоточиться на достижении успеха, а не думать о возможном провале.Так воин накануне штурма не должен думать о госпитале. Конечно, от неудачи не застрахован никто, но чем меньше ее боишься, тем более вероятен успех.
Как подготовиться к экзаменам
Есть десять секретов, как сдать экзамены на “9” и “10”.
Первый секрет - подготовить свое рабочее место, где все должно способствовать успеху: тишина, расположение учебных пособий, строгий порядок.
Второй секрет – вспомните все, что знаете по данной теме, и запишите это в виде плана или тезисов на чистых листах бумаги слева. Потом проверьте полноту и последовательность знаний по тетрадям и учебникам. Выпишите то, что не смогли вспомнить, на правой стороне листа и там же запишите вопросы, которые следует задать учителю на консультации. Не оставляйте ни одного неясного места в своих знаниях.
Третий секрет – выделите основные мысли в виде тезисов и подберите к ним главные факты и цифры. Ответ должен быть кратким и содержательным.
Четвертый секрет – помимо повторения теории, не забудьте подготовить практическую часть.
Пятый секрет – установите четкий режим дня. Разумно чередуйте труд и отдых, питание, нормальный сон.
Шестой секрет – толково используйте консультации учителя, приходите на них с заготовленными вопросами.
Седьмой секрет – используйте тетради, просмотрите решение задач, свои конспекты.
Восьмой секрет – нельзя идти на экзамен, не повторив все темы. Ведь может получиться так, что вам достанется вопрос, который вы не повторили.
Девятый секрет – не забывайте связывать свои знания по любому предмету с современностью.
Десятый секрет – когда получите задание, спокойно сядьте за стол, обдумайте вопрос или решение задачи, набросайте план ответа. Не волнуйтесь, если что-то забыли.
Как работать с математической книгой